Сайт о культуре и искусстве

Классическое Возрождение

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Классическое Возрождение

Страница 1

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:

ü Проторенессанс, или предвозрождение (вторая половина XIII—XIV века);

ü Раннее Возрождение (XV век);

ü Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI века),

ü Позднее Возрождение (последние две трети XVI века) [1, 167].

Нужно учесть, что экономическое и политическое развитие отдельных районов Италии было неравномерным. Южные и папские области были феодальными, области к северу от Рима и средняя Италия были самыми передовыми в экономическом и политическом отношении. Здесь в первую очередь выделились крупные центры торговли и производства, а значит, и культуры- Флоренция, Пиза, Сиена. В северной части выделялись Генуя, Милан и особенно Венеция- богатейшая купеческая республика [7, 14].

Проторенессансом (от греческого «протос» — «первый») принято называть период, подготовивший наступление Ренессанса.

В то время, когда в Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано. Он обратился к самой сути античной традиции: возрождению чувства земной красоты. Его высокие рельефы (рельеф кафедры баптистерия в Пизе) создавали ощущение живого тела, что шло вразрез со средневековой традицией, но стало выдающимся достижением проторенессансной скульптуры и повлияло на её дальнейшее формирование (приложение 1). Выдающимся мастером периода Проторенессанса был сын Никколо Пизано- Джованни, в творчестве которого было очень много нового и необычного.

В живописи также проявляются новые черты: художники подписывают свои произведения, делая их подчеркнуто авторскими, все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо), справедливо можно назвать родоначальником нового итальянского стиля живописи. Не порывая со старыми традициями плоскостного письма, он стремился к индивидуальной характерности образов (алтарные картины и иконы), старался выразить земные чувства и смягчить жёсткость византийского канона (приложение 2).

Поиски нового можно также обнаружить в произведениях Пьетро Каваллини (автор мозаик и фресок в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере) и в многочисленных росписях величайшего художника Проторенессанса, истинного новатора в итальянской живописи- Джотто ди Бондоне (приложение 3).

Во второй половине XIV века на первый план вышла живописная школа Сиены, основателем которой был Дуччо ди Буонинсенья. В своем творчестве Дуччо придерживался традиций византийской иконописи, его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Величие» [10,234].

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, но в творчестве некоторых мастеров Флоренции и Рима уже сказываются инные черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта- Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры (приложение 4).

Величайшими деятелями литературы периода Проторенессанса являются: Данте Алигьери- создатель национального литературного языка Италии, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед, Франческо Петрарка- родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе [3,260].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Сад святилища Хэйан-дзингу
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который ...

Одежда. Прически. Макияж
Жёны знатных господ уделяли много времени по уходу за волосами и созданию затейливых причёсок. И хотя в те времена для женщин не существовало парикмахерских, их с успехом заменяли домашние рабыни. Для мужчин же были повсеместно открыты ци ...

Символика древнего Египта
Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и во ...