Сайт о культуре и искусстве

Архитектурные памятники классицизма

Другое » Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма » Архитектурные памятники классицизма

Страница 4

В результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для уволенных со службы старых солдат-инвалидов. Из этого можно понять мотивацию монарха - сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах. Это было необходимо для укрепления абсолютной власти монарха. Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так в центре французской столицы появился ансамбль Дома инвалидов - обширный комплекс зданий, включающий в себя приют для инвалидов, собор, церковь Св. Людовика. Он протянулся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. Огромная Эспланада, обустроенная в 1704-1720 годах, длиной 487 метров и шириной 250 метров, тоже стала элементом ансамбля. А на орудийной площадке перед Домом инвалидов сегодня стоят 18 старинных, еще XVI-XVII веков, орудий так называемой "Триумфальной батареи", салют из которых производится только в честь особо торжественных событий. [7]

Всё это служило укреплению нового режима, благодаря таким действиям абсолютная монархия закрепила своё мироорганизующие значение, создавая упорядоченные ансамбли архитекторы устанавливали новый культурный порядок, новую картину мира, в которой нет места хаосу и необразованности, а есть место великому центру – личности монаха, который организовывает и упорядочевывает.

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) находятся гробницы маршалов Франции. Но центром всего ансамбля Дома инвалидов, безусловно, стал собор, построенный в 1679-1706 годах по проекту архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, крупнейшего французского зодчего конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Собор Дома инвалидов стал последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара - в 1708 году архитектор скончался. В своей последней постройке Мансар воплотил содержание переходной эпохи, он начал свой творческий путь, когда царствовал стиль барокко, а к концу его жизни классицизм встал на передовые позиции, вот и мы можем наблюдать соединение стилей в его последних работах.

Собор Дома инвалидов - квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Фасад собора украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 метров. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение "Святой Людовик, вручающий свой меч Христу". В этом воплощается центрированное представление о картине мира, где монарх Людовик 9 Святой, помазанник божий, своей деятельностью заслуживший канонизацию, теперь он в центре свода, между евангелистов, столь значеним он для культуры, что удостоился занимать такое место.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Живопись и рельефы
Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявший ...

Преображенская церковь
Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня. «Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные ...

«Русские сезоны» С.Дягилева – как один из этапов в реформе русского балетного театра
С 1909 талантливый предприниматель С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» (А ...