Сайт о культуре и искусстве

Михаил Михайлович Фокин

Другое » Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире » Михаил Михайлович Фокин

Еще большее значение имели эксперименты М.М.Фокина.

Страстная любовь к танцу и скептическое отношение к профессии танцовщика. Первое Михаил Фокин унаследовал от матери – любительницы театра, второе – от отца, который был категорически против балетной карьеры сына. И вряд ли отец мог предположить, что его мальчик станет значимой фигурой в мировом искусстве, поставит более семидесяти балетов в лучших театрах Европы и Америки, и его назовут «балетным революционером».

Он боролся с отжившим академизмом с помощью введения в классический танец элементов свободной и фольклорной лексики. Сочинил новый тип спектакля – одноактный балет со сквозным действием, стилевым единством музыки, хореографии и сценографии и сосредоточился на фиксации мгновения хореографическими методами. На смену монументальному спектаклю пришел одноактный балет-миниатюра.

Для Мариинской сцены Фокин создал балеты Евника, Египетские ночи сцену Половецких плясок в опере А.Бородина Князь Игорь, балет Павильон Армиды Н.Н.Черепнина (1907); Шопенинана (Сильфиды) Ф.Шопена (1908), в дальнейшем для «Русских сезонов» – Карнавал (1910) и Бабочки, (1912) на музыку Р.Шумана, симфоническую поэму М.Н.Римского-Корсакова Шехеразада (1910), Видение розы К.М.Вебера (1911), Дафнис и Хлоя М.Равеля (1912). Важное значение Фокин придавал сценографии.

Художники объединения «Мир искусства» (Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, К.А.Коровин, А.Я.Головин), оформлявшие постановки Фокина, стали их полноправными соавторами.

Успеху его балетов способствовало творчество танцовщиков: А.Павловой, Т.Карсавиной, Нижинского, Мордкина, А.Р.Больма (1884–1951). Символом хореографии импрессионизма стал концертный номер Лебедь К.Сен-Санса (1907), сочиненный Фокиным для Павловой.

«Для мужского танца он дал очень большую свободу, раскрепостил его. Если до этого, в эпоху академизма и классицизма, были важны чистые, академической старо-французской школы позиции ног, рук, то здесь он раскрепостил артистов, раскрепостил пластику и дал новое направление в развитии балетного искусства», - рассказывает Сергей Вихарев, хореограф.

Уход от традиционного балетного костюма, стереотипной жестикуляции и рутинного построения номеров. Техника танца для Фокина не цель, а лишь средство выражения идеи. В 1905 году Фокин – балетмейстер, а уже через несколько лет хореограф _аринку. Создавать постановки на небалетную музыку он тоже начинает первым.

«Мне очень нравится то, что он решил сделать балет «Шопениана» в старинной манере, очень похожий на «Сильфиду», на «Жизель». Но он сделал бессюжетный балет. Без великой «Шопенианы» не существовало бы шедевра Баланчина «Серенада». Это было бы невозможно», - говорит Николай Цискаридзе, Народный артист России.

Триумфальное шествие фокинских балетов по Европе начнется с «Павильона Армиды», который он поставит вместе с Александром Бенуа. Все последующие постановки Фокина будут включены Дягилевым в программу «Русских сезонов». «Половецкие пляски», «Шехеразада» и «Петрушка» будут идти с аншлагами.

В 1918 Фокин уезжает на гастроли в Стокгольм и больше на родину уже не возвращается. Ему 38 лет. По меркам императорских театров, это пенсионный возраст. Критики отмечают утраты в танцевальной форме. Дягилев считает, что Фокин «выдохся». В Нью-Йорке хореограф открывает балетную школу, но американский балет только зарождается, и ему приходится ставить, фактически, для любителей. Еще в 1920-х – 1930-х Фокина ждали в России. Надеялись, что он возглавит _аринку, но безрезультатно.

«Человека безбожно обворовывают по сей день. Его славу, его свершения, его придумки. Потому что все, что называется именем Дягилев (он сам уже об этом писал), все принадлежит ему. Все идеи пригласить такого-то композитора, художника, потому что он сам рисовал, он все понимал, а это все время приписывается Дягилеву», - поясняет Николай Цискаридзе.

Впрочем, американским хореографом Фокин так и не стал. Он до самого конца продолжал жить своими прежними идеями, оставаясь чуждым происходящему вокруг. Он умер в 1942 году в Нью-Йорке. Но до сих пор современные постановщики восхищаются гениальными фокинскими идеями и сожалеют о том, что его имя на родине почти забыто.

Рекомендуем также:

Возрождение храма
Начиная с этого момента, здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими: оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре города на перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ...

Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера
Впечатляющая работа по обоснованию идеи становления и развития мира (включая живую и неживую природу, человека, общественную жизнь) как органического целого была проделана немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744-1803). Он сум ...

Детство как самостоятельный аспект культуры
Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого ...