Сайт о культуре и искусстве

Декоративный витраж

Другое » Декоративный витраж

Страница 3

Витражи, вначале преобладавшие в культовых постройках, постепенно получили распространение и в жилых. Техника их изготовления была известна с VIII века. Расписанные красной, синей, желтой и темно-коричневой красками, кусочки соединялись с помощью свинцовых креплений и вставлялись в деревянную или железную раму окна, превращаясь в органичное ажурное продолжение стенного декора. При солнечном свете витражи рождали чудесное свечение внутри помещения, а вечером, напротив, выглядели яркими лишь снаружи. Сеть гнутых и спаянных свинцовых перемычек разнообразного рисунка (сюжетного или орнаментального) создавала интересный графический эффект на стенах. Витражи, с их изысканной цветовой гаммой, игрой света и тени делали средневековой интерьер загадочным, полным волшебства[1,117. Готический декор становится от века к веку все более утонченным и вычурным. В период пламенеющей готики в нем возобладали формы извивающихся языков пламени. Готический орнамент тоже наделен особой экспрессией: растения кажутся ползущими и извивающимися по плоскости, утратившими свой первоначальный облик и смысл. Витраж обогатился техникой гризайли – росписи черной или серой краской по дымчатому или зеленоватому стеклу, сваренному в определенных печах. Кусочки стекла по-прежнему скрепляются свинцовыми перемычками по подготовительному рисунку и заключаются в раму. При таком способе обработки рисунок терял в цветности, но обретал больший графизм, оживая в лучах солнечного света.

Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущения праздничности, нарядности. Малейшее изменение освещения – и колорит витража тоже меняется, обретая все новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – великий русский художник Михаил Врубель [11,107].

Произведения этого вида искусства, украшающие помещение создавались в Древней Руси. Их тематика включила героические, аллегорические, пейзажные и другие сюжеты, отражавшие свое время и выполняющие определенный социальный заказ. Многие из них, прежде всего связанные с народным фольклором, в любовно выполненном национальном орнаменте, по сей день не потеряли своего исторического и художественного значения [4].

Для современного искусства характерно слияние познавательной и чисто художественной сторон творчества.

Для исторического развития тематики и композиции витражей характерен переход от сложных повествовательных циклов на религиозные сюжеты к отдельным эпизодам, от статичных схематичных мозаичных изображений к развитому рисунку и все более мелкому и сложному узорчатому орнаменту, от схематичной двухцветной палитры (красный и синий) к полихромии. В эпоху капитализма, и особенно в его империалистическую фазу искусство витража пришло в упадок. Попытки возрождения витража в общественных зданиях во второй половине XIX в., например, на Всемирной выставке в 1867г., в Париже (где витражная живопись была представлена 54 художниками разных стран) оказались малоуспешными. Формы витража мельчали. В архитектуре и мебели стиля модерн применялись декоративные витражи с характерным вычурным изломанным орнаментом, в сочетании с толстым непрозрачным стеклом [15].

В XX веке техника витража стала значительно разнообразнее. Витражи из прозрачных пластмасс, из стекол скрепляются не свинцом, а наклеиваются на прозрачную основу – стеклянную или пластмассовую. Сверху такой набор прижимается вторым листом прозрачного материала, и получался так называемый пакетный витраж.

В нашей стране наибольшее распространение получила впервые широко разработанная художниками Литвы техника витража из толстого сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Новая техника укрупнила рисунок витража, придала ему большую обобщенность и декоративность.

В современной архитектуре витраж обрел новую жизнь и все чаще встречается в различных типах зданий. Это связано не только с расцветом монументального искусства в последние годы, но и с переходом на новую технику пакетного витража, монтируемого в металлических переплетах, витража на цементной связке, витража с применением пластмасс [15, 55-56].

Значительные работы по возрождению и развитию искусства витража велись в СССР. Советский витраж приобретает новую, насыщенную пафосом социалистического строительства тематику и новые реалистические образы. В жизнеутверждающем реалистическом плане выполнен живописью по стеклу витраж в Московском доме пионеров. Витражи павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939г.) демонстрировали использование национального орнамента советских республик и применение новой техники. Интересны витражи в санатории Министерства путей сообщения СССР в Кисловодске («Вид кавказских гор с Эльбрусом», 1936г., художник М.В.Егоров), витражи, выполненные для Всесоюзной строительной выставки («Строительство завода на Урале» и «Восстановление Донбасса», 1945г., художник И.М.Рабинович) и витраж в Государственном хореографическом училище в Москве («Танцы народов СССР», 1958г., художник Е.С.Жигалкина).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Рококо в архитектуре
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя ...

Анализ исторической системы ценностей Южной и Северной Осетии
В многочисленных трудах Ж. Дюмезиля рассыпано множество остроумных и даже изящных исторических наблюдений и сопоставлений, представляющих большой интерес для исследователя. Здесь же хотелось бы отметить глубокую веру Ж. Дюмезиля в историч ...

Балет эпохи романтизма
Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, ...