Сайт о культуре и искусстве

Наука

Другое » Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках » Наука

Страница 1

В XVI – XVII вв. интерес в Китае к технике, естественным и математическим наукам заметно повысился. В эпоху минского периода появляется усовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чем раньше, применяются кузнечные мехи при плавке металла. Развивается кораблестроение. Ярким показателем этого явились экспедиции еще XV в., в одну из которых было одновременно отправлено 62 крупных морских корабля, на борту которых находилось около 28 тыс. человек и значительный груз. Все эти корабли, отличавшиеся большой грузоподъемностью, были построены в Китае.

В XVI в. появился многотомный труд по фармакологии – «Трактат о деревьях и растениях» (автор Ли Ши-чжэнь). Это сочинение содержало описание не только лечебных трав, но и минералов, а также животного мира. Большой популярностью пользовался труд по медицине ученого Чжан Чжун-цзина.

В XVII в. была издана большая хозяйственная энциклопедия, составленная прославленным Сюй Гуан-ци. Она освещала развитие земледелия и сельскохозяйственной техники не только в Китае, но частично и в Европе. В 30-х гг. был написан труд, представлявший собой своеобразную энциклопедию, освещавшую развитие ремесел в Китае в различные времена.

Особенное развитие получила филологическая история. Китайское языкознание основное внимание уделяло изучению живых северных диалектов китайского языка. Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» - классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т.д. Гу Янь-у был не только ученым, но и историческим деятелем, патриотом, принимавшим активное участие в борьбе с маньчжурами.

Продолжала развиваться официальная историография: издавались династические истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.

В Минской империи развивались и другие жанры исторической литературы, например произведения, описывавшие факты не в хронологическом, а в событийном порядке (так называемое «Описание событий от начала до конца»), составление которых было начато еще в XI – XII вв. Издавались и географические труды, в которых приводились данные по административному делению в различные периоды, географические и экономические сведения по отдельным провинциям, уездам и городам, а также краткая история их образования. Важным географическим сочинением является труд Ку Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение дает не только географичекую характеристику страны, но также освещает социально-экономическое положение Китая. К историческим трудам относились и

различные своды и сборники.

В XVII – XVIII вв. филология, главным образом, занималась критикой древних письменных памятников, установлением их подлинности. Однако, задачи были не только научными: критикуя древние памятники, ученые стремились подорвать основы сунской философии, опиравшейся на эти памятники. Так, например, Ян Шо-цзюй (1636 – 1704), один из создателей этого напрвления в филологии, утверждал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из амых важных книг конфуцианского канона, высоко ценимая сунскими правителями, возникла в IV – III вв. до н.э., т. е. представляет позднейшую подделку под якобы древний текст. Ху Вэй (1633 – 1714) в свою очередь объявил, что «И-цзин» - философия природы у сунцев, целиком исходит из даоских источников. В дальнейщем главными представителями филологической науки в Китае были Хуэй Чун (1697 – 1758) и Дай Чжэнь (1723 – 1777). Первый отвергал подлинность всех древних памятников, кроме тех, которые возникли во время Ханьской империи. На этой почве выросла целая школа, поставившая своей целью изучение источников времен Хань.

Борьба оппозиционных течений развернулась и на почве изучения истории. Маньчжурские правители, подражая китайским династиям, образовали особый комитет для составления истории предшествовавшей династии Мин. Политической целью такой империи был показ исторической неизбежности падения прежней династии и замены ее новой.

Паралельно появились «частные» истории Минской династии, опровергавшие маньчжурскую трактовку истории, на что власти ответили решительными мерами: обрушились репрессии, казни, ссылки на оппозиционных филологов и историков. Так продолжалось в XVII – XVIII вв. Неугодные правительству книги изымались. Они были внесены в разряд «запрещенных книг».

С 1772 г. был предпринят сбор всех печатны книг, когда-либо изданных в Китае. Сбор продолжался 20 лет. Таким путем была образована

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Рейверы
"Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild part ...

История происхождения магии в контексте мировых культур
Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. По мнению американского культуролога Т. Р ...

Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития
Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, ...