Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках
Характеризуя культуру страны, в частности, культуру Китая, нельзя не коснуться и политического, экономического и социального положения на данный момент.
Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление – три основные функции государства» - так реформатор-легист Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.
В XIV – XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуркнцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной. Кроме того, оно разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.
И только в XVI – XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих
условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
В XVII – XVIII вв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все более активизировать свою колониальную политику.
китай культура литература искусство
- Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
- Наука
- Философия. Развитие общественной мысли
- Литература
- Искусство
Рекомендуем также:
Культура Нового царства
Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъёма египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксонов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIII династии, царившей в т ...
Художественные стили эпохи Нового времени
Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых з ...
Творческий путь Л.Ф. Конончук
Нет, не случайно попал я сюда!
Жесткие крылья стрекоз как слюда
Блещут на солнце и мерно трепещут,
Море спокойно, и медленно плещут
Волны на берег, шлифуя песок,-
Это мой Дальний Восток!
Н.Романенко
Наш приморский край необычен и п ...