Сайт о культуре и искусстве

Литература

Другое » Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках » Литература

Страница 1

В период минской династии наиболее важным явлением в области литературы было продолжавшееся развитие научной литературы на живом, народном языке – рассказов, драм и роианов. Наиболее яркие образы новеллы даны в сборнике «Удивительные истории нашего времени в древности», появившемся в 30 – 40-х гг. XVII в.

Драматургия обогатилась новым жанром – местной провинциальной или «южной» пьесой, отличавшейся простотой изложения и доступностью языка. К таким произведениям относятся «Лунная беседка», «Сказания о белом зайце» - пьесы XIV в., исполняемые и в настоящее время в Китае. Из драматических произведений XVI в. большой интерес представляет пьса Сянь-цзу (1550 – 1617) – «Пионовая беседка», в которой был брошен вызов моральным устоям. Многие драматурги являлись и исполнителями роли героев своих пьес. Хотя профессия актера считалась унизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодаря существованию многочисленных домашних театров.

Первые романы – «Троецарствие», «Речные заводи», написанные на разговорном языке, относятся к XIV в., но в дальнейшем они появлялись все в новых и новых переработках.

Кроме исторического романа, в период Минской династии появились фантастический и бытовой романы. «Путешествие на Запад» - фантастический роман У Чэн-эня (1500 – 1582) – построен на преданиях о путешествии в Индию известного буддийского паломника VII в. н. э. Сюань Цзана. Известный бытовой романист конца XVI в. – Ван Ши-чжэнь (1526 – 1593), минский ученый, дослужившийся до поста главы палаты наказаний, что примерно соответствует должности министра юстиции в настоящее время.

В XVII – XVIII вв. контроль маньчжурского правительства практически не распространялся на область художественной литературы, которая, в свою очередь, развивалась в больших городах. Ее корни восходят к устному народному творчеству рассказчиков, к представлениям уличных комедиантов. Еще в XIII – XVI вв. устный сказ и уличные представления привели к созданию романа и драмы. В период Минской империи драма получила большое развитие: усложнился сюжет, увеличилось число вводимых в действие персонажей; представление стало разбиваться на несколько актов (иногда до 10). В XVII – XVIII вв. именно эта драма и получила дальнейшее развитие. Появилось много замечательных пьес, например, пьеса Кун Шан-жана (1643г.) «Веер с цветком персика» («Тао хуашань»).

Продолжал развиваться и роман. В XVIII в. возникли два романа, которые принадлежат к числу наиболее значительных произведений всей литературы феодального Китая: «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианцев».

В драме и романе Цинского времени видны новые общественные силы, развитие которых задерживалось реакционным режимом маньчжурского господства, чувствуется протест против нравов и морали класса феодалов. «Сон в красном тереме» - роман из жизни знатного маньчжурского семейства. В романе противопоставляется свободное чувство с его чисто человеческими законами принудительным нормам феодальной морали, принижавшим нравственный уровень человеческой личности.

«Неофициальная история конфуцианцев» - широкое полотно социальной сатиры, направленной на самое косное в обществе того времени – бюрократию. Сатира касается при этом механизма, создающего бюрократию: системы правительственных экзаменов как орудия подбора чиновников, превращавшей людей в манекены. В конце Цинского периода этот роман сыграл большую роль в антиправительственной пропаганде.

От крупнейшего литературного произведения начала XIX в. – романа Ли Жу-чжэня «Цветы в зеркале» (1820 г.) до первых стихов поэта Хуан Цзунь-сяня (1848 – 1905), посвященных тайпинскому восстанию, лежит более чем сорокалетняя полоса исканий. Значение ее в развитии культуры велико: в эти годы начали проявляться новые черты, которые в более совершенной художественной форме определились в китайской литературе только в самом конце XIX в.

Среди таких новых черт наибольшую важность имело возрождение политической, социальной поэзии. Оно связано с именами выдающихся политических деятелей: Линь Цзэ-сюя, Хун Сю-цюаня, Ши Да-кая. Многие из них были активными участниками тайпинского движения. Их поэтическое творчество явилось попыткой вывести поэзию на широкую политическую арену, дать ей право голоса в общественной жизни.

Поэзия, культивируемая в консервативных слоях китайского общества середины XIX в., была представлена тунчэнской школой и школой сунского стиля. Главенствующее положение сначала занимала первая из них; вторая сложилась несколько позже, в процессе борьбы с тунчэнской, и постепенно вытеснила ее, заняв прочное место в литературе верхов. Главный эстетический принцип обеих групп состоял в подражании древним образцам (тунчэнская подражала поэзии эпохи Кан; школа сунского стиля – поэтам эпохи Сун) и в пренебрежении к общественной жизни страны. Столпом тунчэнской школы был ярый реакционер, палач тайпинского восстания Цзэн Го-фань. В борьбе с эстетическими воззрениями тунчэнской школы впоследствии (в конце 90-х гг. XIX в.) формируется «школа новой поэзии», представленная поэтами-патриотами.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Этноцентризм
Обычаи, присущие той или иной стране, нации, социальной группе, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал: «В теч ...

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

История создания Свято-Вознесенского собора
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855г., а уже в 1867 городок у подножия Заилийских гор станов ...