Сайт о культуре и искусстве

Философия. Развитие общественной мысли

Другое » Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках » Философия. Развитие общественной мысли

Страница 1

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей вне ума, и нет ума вне вещей, - говорил Ван Ян-мин, - ничего не существует вне нашего разума»; «Сердце, сознание есть корень и источник всего». По Ван Ян-мину критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-мина имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Философские взгляды Ван Ян-мина и его последователей в свое время принесли известную пользу делу борьбы с неоконфуцианской философией, сложившейся в эпоху Сун и превращенной ее позднейшими представителями

в схоластику.

Однако политические взгляды Ван Ян-мина отражали интересы класса феодалов, напуганного мощным крестьянским движением того времени. Ван Ян-мин защищал политику обуздания крестьянства, укрепления позиций феодалов, возглавлял карательные экспедиции против крестьян. Им были выдвинуты предложения о введении «Закона о десятидворках», «Закона о старостах десятидворок» и т.д., которые регламентировали быт и поведение крестьян в общественной и частной жизни. Предложения Ван Ян-мина имели целью создать такие условия, при которых была бы исключена всякая возможность протеста против феодальной эксплуатации.

Острая борьба между феодалами и зависимыми крестьянами, обострение противоречий внутри господствующего класса нашли свое отражение и в области идеологии: в XVI – XVII вв. развивалась прогрессивная мысль, боровшаяся с неоконфуцианской схоластикой. Ее развитию способствовало появление новых общественных сил, связанных с ростом городов, товарно-денежных отношений и зарождением мануфактуры.

Представители наиболее прогрессивных течений были выходцами из трудовых народных слоев, а также из среды зажиточных горожан. К первым следует отнести современника Ван Ян-мина – Ван Синь-чжая (1483 – 1541), его последователей Янь Шань-нуна, Лян Жу-юаня (он же Хэ Синь-инь) и др., подвергавшихся преследованиям со стороны властей. Их философские взгляды не отличались резко от идеализма и интуитивизма Ван Ян-мина. По своим этическим взглядам Ван Синь-чжай приближался к древнекитайскому философу Мо Ди (V – IV вв. до н. э.) с его учением о «всеобщей любви». Ван Синь-чжай и его последователи выдвигали утопическую в тех условиях идею создания такого общества, в котором не было бы богатых и бедных, все были бы равны. К этой же группе прогрессивных мыслителей надо отнести и Ли Чжи (или Ли Чжо-у, 1527 – 1602). Он, как и другие прогрессивные деятели его времени, упомянутые выше, подвергался преследованиям со стороны Минской династии. Его учение объявили еретическим, так как оно было

направлено против господствовавшей идеологии конфуцианства. Ли Чжи выступал против того, чтобы безоговорочно признавать истиной все то, что утверждал Конфуций, он заявлял: «Мы не можем правду или неправду Конфуция считать правдой или неправдой». Сочинения Ли Чжи неоднократно подвергались сожжению, а сам он был замучен.

Традиционализм, который был свойственен для всей китайской культуры XVII – XVIII вв., в области философии выразился в стремлении уложить мысль в привычные схемы, оперировать давно сложившимися понятиями, опираться на старые письменные памятники. Но поскольку интересы маньчжурских правителей и феодальной знати столкнулись на этой почве с чаяниями китайских ученых, мечтавших о свержении власти чужеземцев и о восстановлении национальной власти, постольку традиционная философия стала отражать две противоположные тенденции: одну, направленную на охрану режима, установившегося при маньчжурах, и другую, стремившуюся к свержению этого режима.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Ценности как основа типологии культур
Питирим Александрович Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы. Наиболе ...

Усадебные комплексы
Старинные усадьбы - это и природный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк - это составная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет и символическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растени ...

Уральская домовая роспись
В любые времена сам человек стремится к тому, чтобы все вокруг было удобно и красиво. Традиция украшать дом росписью, а на Урале внутренние помещения избы расписывали красками — говорит нам о том же: если хозяин мог хорошо заплатить масте ...