Философия. Развитие общественной мысли
Маньчжурские правители быстро оценили пользу, которую можно было извлечь из конфуцианской философии Сунского времени, особенно на учения Чжу Си (1130 – 1200), в котором эта философия получила законченное выражение. Это учение было использовано маньчжурами в целях укрепления феодального строя. Сунская философия стала официальной доктриной режима.
Император Канси опубликовал «Шэн юй» («Священный эдикт») – свод положений, определяющих государственную идеологию: этот эдикт в распространенном виде был повторен от имени императора Цяньлуна. В нем были заиксированы феодальные начала общественных отношений, политической системы, верховной власти. Среди оппозиционной части китайского общества образовалось течение, ярко враждебное сунской школе. В начале правления Цинской династии Хуан Цзун-си, один из крупнейших мыслителей Китая XVII в., принимавший активное участие в борьбе с маньчжурскими завоевателями, даже ездивший в Японию с целью призвать японцев выступить против маньчжуров, подверг критике важнейший тезис сунской политической теории – о неограниченной власти правителя. Хуан Цзун-си говорил, что взаимоотношения правителя и народа не абсолютны, а условны, что «права и обязанности правителя определяются интересами народа».
Другие мыслители боролись с сунской философией, упрекая ее в абстрактности, в отходе от практики. Тезис о необходимости философии исходить из жизненной практики стал основным для многих оппозиционных направлений общественной мысли XVII – XVIII вв. Одним из первых, кто провозгласил этот тезис, был упоминавшийся ученый Гу Янь-у, который призывал черпать знания из двух источников: из действительности и из литературных материалов.
Рекомендуем также:
История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом
резьба лакировка изделие убранство
Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, ...
Христианские мотивы в творчестве М.В. Нестерова. Образы православных в
творчестве Нестерова
М.В. Нестеров до конца дней сохранил тёплое чувство к жившему в Уфе священнику Федору Михайловичу Троицкому, бывшему добрым другом семьи Нестеровых. Художник вспоминал: «У нас он был давно-давно желанным гостем и почему-то любил меня, быт ...
Культура бронзового века
Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Древнее искусство никогда не возродится.
Культура населения Северного Кавказа – эпоха ранней бронзы, Майкопская культура. Велась добыча медных руд, было налажено производств ...