Сайт о культуре и искусстве

Древний Рим

Другое » Аллегория в изобразительном искусстве » Древний Рим

Страница 1

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

Эпоха Возрождения

Живописец раннего Возрождения Джотто ди Бондоне, в своей фреске «Аллегория справедливости» (между 1305 и 1313 годами, фреска капеллы Скровеньи. Падуя) изображает справедливость как величавую женщину в короне. Ее трон образует нечто вроде триптиха или кивория и напоминает мотивы городской архитектуры того времени: она связана не с замком, а с городом. (См. приложение 36).

Во второй половине XV века на родине Римской империи в Италии на смену Раннему Ренессансу пришел зрелый Поздний Ренессанс. В живописи это нашло отражение в том, что при засильи церкви и инквизиции наряду с традиционной религиозной тематикой появились аллегории. В начале XVI века идеи Ренессанса проникли во Францию. Горячим сторонником распространения нового направления в искусстве, архитектуре и литературе стал король Франциск I, о чем свидетельствуют его дворцы в Блуа, Шамборе, Фонтенбло, Мадридский замок, коллекция живописи и скульптуры. Он не только покупал и заказывал картины, но и основал в своем дворце Фонтенбло школу живописи. На аллегорическом портрете дель Аббате он изображен в образе бога войны Марса, сочетающего в соответствии с атрибутами мудрость Минервы, красноречие Меркурия, любовь Купидона и склонность к охоте Дианы.

Анджело Бронзино. «Победа времени над любовью» (Венера, Купидон, Глупость и Время) (см. приложение 37).

Никколо дель Аббате. «Мифологический портрет Франциска I» (ранее находился в Фонтенбло) - "Марс и Прелат в одном флаконе", одна из "красных нитей" "Центурий" и "Альманахов", с которой сравниваются многие аллегории. Символы аллегории: "Марс", "Прелат", "Меркурий" (см. приложение 38).

Мастерская Фонтенбло. Диана на охоте (аллегорический портрет Дианы де Пуатье, возлюбленной Генриха II) (см. приложение 39).

Во время перестройки старого замка Фонтенбло в пригороде Парижа по заказу короля Франциска I была сооружена парадная галерея (1532-1536), стены которой украсили аллегорические фрески итальянского художника Россо. В декоративной отделке галереи принимали участие итальянцы Приматиччо и Никколо дель Аббате.

Впоследствии парадную галерею затмили залы Лувра (строительство начато в 1546г.) Но те, кто их видел, могли заметить, что в отличие от более известных фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, застывших в религиозной монументальности, здесь картины динамичны, герои живут, краски играют.

Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы

Для гения Микеланджело Сикстинская капелла стала тем местом, где богатство, многогранность и драматизм его личности достигли наивысшего выражения. Росписи свода и Страшный Суд - два совершеннейших шедевра в искусстве всех времен - стали кульминацией творческого пути мастера, подтверждая его принадлежность к числу величайших творцов. В результате реставрационных работ, длившихся с начала 1980-х годов, была заново открыта блистательная цветовая гамма фресок, сильно потемневших на протяжении веков, что позволило по-новому взглянуть на художника и его творчество.

Вот уже без малого полтысячи лет восхищает, поражает, зачаровывает зрителей, стойко храня свои тайны. Специалисты пытаются расшифровать иконографическую программу фрески, в которой странным образом соединены Античность и сюжеты Библии, ищут автопортрет мастера среди многочисленных персонажей его фрески. А реставраторы, вернувшие ей в 1980 году первоначальный облик (30 лет назад, благодаря им, мир узнал, что Микеланджело написал знаменитую фреску прекрасными яркими красками), стараются его сохранить.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Тема и идея фильма
Конец игры – начало новой игры. Фильм «Беги, Лола, беги» - это фильм о роли человека в своей судьбе. Фильм о том, над чем человек волен, а над чем нет. Многое в человеческой судьбе зависит от него самого. Путь уже предрешён, нужно лишь с ...

Поль Гоген
Обостренное неприятие "цивилизованного" европейского общества определило также и внутреннее содержание искусства Поля Гогена (1848-1903). Художник ищет свои идеалы не просто в заморских странах, но и в другом временном измерении ...

Юрий Владимирович Никулин
Выбирая тему для данной работы, пришлось задуматься, ибо не каждый день выпадают подобные задания. Я решила написать про русского человека, внесшего свой неоценимый вклад в развитие кинематографа и культуры в целом. Вряд ли можно найти х ...