Сайт о культуре и искусстве

Декоративный витраж

Другое » Декоративный витраж

Страница 2

В XIXв. Станковые формы были, безусловно, преобладающими в живописи и потому живопись изображения монументальные и декоративные также несли на себе отпечаток станковизма. Теперь на широкую ногу выходят монументальные произведения. В области композиции, рисунка и цвета им соответствуют, как преобладающая тенденция, лаконические, экспрессивные и в лучшем смысле слова декоративные решения.

Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Витражи, выполненные по библейским сюжетам, украшали готические соборы Западной Европы, при храмах работали витражные мастерские, а в них – витражных дел мастера. И до сегодняшнего дня величественная красота этих художественных витражей заставляет испытывать чувство восторга. Так сложилось исторически, что витражное искусство является элитарным, а значит – дорогостоящим. Ведь витраж, собранный рукой мастера, всегда эксклюзивен, так как существует в единственном экземпляре [10].

Витражи – (от франц. vitrage – застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или из другого материала, пропускающего свет, и как заполнение оконных, реже дверных проемов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения, и дополняя его художественный образ, давая многоцветные световые эффекты (благодаря проходящему сквозь них свету), витражи могут играть значительную роль в композиции интерьера. Витражи изготавливаются различными способами (обычно по эскизу или картону, созданного художником). Первоначально витражи делались из кусков стекла разных цветов, вырезанных соответственно рисунку и скрепленных между собой свинцовым переплетом; позднее появились витражи как живопись по стеклу. В современной технике витража применяются также различные механические способы нанесения изображения. Очень большое значение имели витражи (главным образом с изображениями религиозных сцен) в церковных сооружениях средневековья. Изолируя посетителей храма от внешнего мира и создавая искусственное по цвету, приглушенное освещение внутреннего пространства, витражи завершали религиозно-мистический образ интерьера храма. В связи с тем, что многие витражи приносились в дар соборам ремесленными цехами, в отдельных случаях, вопреки господствующей идеологии церкви, встречаются витражи с реалистичными бытовыми сюжетами, отражающих труд ремесленников и крестьян. Таковы некоторые витражи Франции (собор в Шартре), на которых изображены сапожники за работой; мастера, вычерчивающие план здания; каменщики, возводящие здания; высекающие статуи и др.

Высокого художественного уровня витражи достигли в готических соборах XIII, XIV и частично XVвв. Интересны витражи собора в Бурже (XIIIв.), искусно использован свет в реставрированных витражах собора Парижской Богоматери, для которых характерны яркие орнаментальные построения из множества мелких пластинок цветного стекла в сочетании с бесцветным стеклом. Выделяются также витражи Швейцарии, Италии (Миланского собора и др.), Польши (витраж костела Марии в Кракове). Из витражей русских художников следует упомянуть работы учеников петербургской Академии художеств II-ой половины XIXв. – А.Ф.Перница в Исаакиевском соборе, в Гатчине и в Петергофе, и В.Д.Сверчкова – в Эрмитаже, в кремлевских теремах и в Оружейной палате.

Средневековый мастер понимал искусство как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы. Изображения растений имели символический смысл: лилия олицетворяла невинность, яблоня – первородный грех, роза – Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями – Святую церковь. В средние века Западная Европа начинала знакомиться со многими новыми ввозимыми растениями, например, перцем и табаком, прибывшими из Китая, картофелем – из Перу и Чили, Каучуковым деревом и арахисом из Бразилии. Эти диковинки стали культивироваться в садах и замках наряду с лекарственными, ароматическими растениями, фруктовыми деревьями. И, как следствие, они появились в орнаментах [1].

Особое внимание при украшении интерьера уделялось цвету. Декоративные эффекты привносились за счет витражей, мозаик пола парадных помещений и кулуаров, шпалер, раскрашенной мелкой пластики. Цвет эмоционально организовывал архитектурное пространство, несколько суровая и торжественная сдержанность приобретала более динамичный характер, пронизывалась идеей движения [6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Малая императорская корона
Малая императорская корона Российской империи (рис.2) — одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровн ...

Немецкое зодчество XVIII века
В XVIII веке Германия проснулась от своей духовной спячки. В музыке и поэзии она достигла высочайших вершин. В области эстетического и художественно-исторического исследования она стала, наравне с другими странами, во главе умственного дв ...

Павильон Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в Ро ...