Сайт о культуре и искусстве

Типы японских садов. Их свойства и применение

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Типы японских садов. Их свойства и применение

Страница 7

Тобииси.

В японских садах существует вид дорожек, укладываемых особым образом из отдельных камней. Эти камни называются тобииси – «взлетающие камни». Очевидно, они названы так потому, что могут довольно сильно, до 8 см, возвышаться над поверхностью земли. В отличие от мощёных дорожек, основной целью которых является обеспечение удобства передвижения, дорожки из тобииси в значительно большей степени служат эстетическим целям. Боле того, зачастую они сознательно делаются неудобными для быстрой ходьбы. Поэтому чаще всего дорожки такого типа создаются в чайных садах с их неспешной, спокойной, медитативной атмосферой. Великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, фактически определивший её ритуал, полагал, что дорожка из тобииси только на 60% должна служить практическим целям, а на 40% - эстетическим. Другой же мастер, Фурута Орибэ, считал, что эстетическая нагрузка должна быть основной. По тобииси посетитель идёт, внимательно глядя под ноги, пока не дойдёт до обзорного камня большей величины. Дойдя до него, посетитель останавливается, поднимает голову и замирает, очарованный чудесным видом или особой деталью сада, на которую хотел обратить его внимание хозяин. Если сад достаточно большой и дорожка разветвляется, то хозяин может управлять движением посетителя с помощью сэкимори иси («камень – страж»). Это небольшой, 8 – 10 см в диаметре камушек, красиво перевязанный чёрной верёвкой и закрывающий проход по дорожке, в начале которой лежит. Всё это служит для того, чтобы доставить посетителю наибольшее эстетическое удовольствие и настроить на чайную церемонию. Благодаря своим эстетическим достоинствам тобииси стали использоваться не только в чайных садах. В садах, не рассчитанных на прогулки по ним, такие дорожки могут быть чисто декоративными или служить садовнику для ухода за растениями. Там, где тобииси предназначены, всё-таки, прежде всего для хождения, они могут подвергаться обработке, придающей им более удобную форму, поскольку найти много естественных камней, удобных для хождения, довольно сложно. Могут использоваться и искусственные тонированные камни. Лучше, если с помощью тонирования создаётся впечатление старого камня. Размеры тобииси определяются удобством ходьбы и составляют обычно 40 – 60 см. Обзорные камни несколько больше.

Существует несколько традиционных способов расположения камней в дорожке: 1 – клин («гусиный строй»); 2 – четыре с тремя; 3 – три через два; 4 – зигзаг («тысячи птиц»). (рис.6)

1. Учёт окружающего ландшафта.

Окружающий ландшафт может служить помехой создания сада, а может и благоприятствовать ему. Если рядом есть высокое здание, влияющее на освещённость, или шумная дорога, или неказистые постройки и свалка мусора, от них надо отгородиться, как-то замаскировать их. Если же с участка открывается красивый вид или он окружён естественным лесом, то всё это должно быть учтено при планировке сада, зрительно расширяя его территорию.

2. Образец подбора деревьев – природа.

При подборе садовых деревьев лучше всего обратиться за советом к окружающей природе или, если район уже заселён, к садам соседних участков. Многие виды деревьев, встречающиеся при осмотре окрестностей, прекрасно подходят к данной почве и климату, и посадка их становится одним из условий хорошего развития сада. Тут важно не противостоять природе. Если дерево подходит к данному участку, оно и само естественным образом выявит свою изначальную красоту, дав желаемый результат без особых усилий со стороны человека.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Скипетр императорский с алмазом «Орлов» — одним из семи исторических камней Алмазного фонда
Скипетр императорский был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II и ныне хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Использованные материалы — золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. Длина 59,5 см. Гладко отшли ...

Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
- Андрей, как Вы пришли в театр? - Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу ...

Альфред Сислей
Среди них должны быть в первую очередь названы имена Альфреда Сислея (1839-1899) и Камиля Писсарро (1831-1903). Произведениям Сислея, англичанина по происхождению, присуща особая живописная элегантность. Блестящий мастер пленэра, он умел ...