Сайт о культуре и искусстве

Романский стиль

Другое » Романтика и романтизм » Романский стиль

Страница 1

Французские археологи 19в. увидели в храмовых постройках Европы «классического средневековья» (10, 11, 12 вв.) восстановление привычной для архитектуры древнего Рима арки. Арка повлекла за собой значительное изменение перекрытий и других элементов средневековой архитектуры. Рим на латинском языке звучит как Рома, поэтому архитектура, а за ней и все искусство того времени было названо романским.

Создатели и творцы романского стиля – архитекторы, скульпторы, живописцы – желали одного: воплощения в храме красоты. Утверждение средневекового философа Августина «форма всякой красоты – единство» стало их заветной целью. Но в искусстве оно воплощалось с большим трудом, потому что Европа 10в. только восстанавливала и осваивала секреты строительного и художественного ремесла, забытые в первый, «темный» период средневековья. Кроме того, перед рождающейся новой феодальной христианской культурой (4 – 1-я. 14в.) стояли принципиально иные задачи, нежели перед предшествующей ей античной культурой. Все теоретики – богословы того времени сходились во мнении: необходимо показывать не зримую красоту, а истинную красоту духа. «Если умрет дух, то умрет истина. Следовательно, нужно всеми силами противиться ощущения.… Но что делать, если чувственные предметы доставляют слишком много наслаждения? Дух необходимо любить больше, чем тело». Эти слова принадлежат одному из «отцов церкви» Августину Блаженному.

Поставленные задачи были решены к первой половине 12 в. Исследователей удивляет одновременность их решения в различных частях Европы, никоем образом не связанных друг с другом. При рождении стилей подобное встречалось не раз, например первобытные росписи, появились почти одновременно на всей территории Евразии.

Такая одновременность появления романского стиля кажется удивительной, тем более, в раздробленной, жившей феодами (отдельными усадьбами) Европе. Возникали новые народности: французская на западе, немецкая на востоке и итальянская на юге. На землях нынешней Испании велась освободительная борьба против арабов. Укреплялась королевская власть в Англии.

В результате реформ 10 в. церковь сумела приобрести независимость от государственной опеки и уже смогла выступать неким посредником (третейским судьёй) в постоянных конфликтах феодалов между собой и королевской властью.

Хранителями и создателями романского стиля стали монастыри и отчасти епископские города.

Романская эпоха рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. На рубеже 11 и 12 веков были впервые сделаны записи песен, саг, сказаний. Так, «Песнь о Роланде» отражала не только романтику крестовых походов, но и особую средневековую этику личностного служения. Этот рыцарь «без страха и упрёка» сердцем предан своему королю и боевому содружеству.

Рыцарский замок, монастырский комплекс, храм были основными сооружениями, представляющими твердыни человеческого духа в искусстве.

Наиболее интересной деталью 11 в. в замковом строительстве стала укреплённая башня – донжон, служившая феодалу и замком, и крепостью. Возводили донжоны, как и все постройки тех лет, на высоких холмах, иногда даже делали искусственные насыпи-возвышения, предпочитали также высокие речные откосы.

Такая связанность архитектуры с природным рельефом создавала впечатление, что сама природа задаёт единство и творит красоту.

Первым значительным ансамблем, который подвёл итоги раннему этапу романской архитектуры в Германии, стала церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме (ок. 1010-1033 гг.). Архитектура, росписи, рельефы дверей является необходимым дополнением друг другу. Возникает единство, основанное на подчинении малого большому: в большом прочитывается малое, в малом – большое. Это принцип средневековой иерархии. Хильдесхеймский храм – итог сложения и сопоставления простых, геометрических, чётких и легко обозримых объёмов. Церковь имеет двухстороннюю ориентацию, т. е. в ней отсутствует выделение западной и восточной (алтарной) частей: и с запада, и с востока она завершается поперечными нефами (коридорами) с квадратной башней в центре (на средокрестии) и двумя круглыми по бокам. Церковь похожа на замок. Мощная основательность каменных стен, тяжеловесная масса постройки – признаки романского стиля.

Но в Хильдесхейме здание наделено особой одухотворенностью, что позволяет увидеть в нём не только неприступную твердыню, но и храм. Церковь действительно отличается исключительной точностью пропорций, ясной симметричностью композиции, достойной простотой сочетания объёмов. В храме найден единый модуль архитектурного масштаба: квадрат средокрестия развивается и воплощается в большое целое.

Мотив арки, одного из главных признаков романского стиля, активно присутствует в интерьер: вид в центре храма открывается через большие арки и аркаду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Мариус Петипа – родоначальник реформ в русском балетном театре
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м – начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века. Этим он обяза ...

Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри
Как это сделано? Для обращения к теме истории фотомонтажных работ послужили, казалось бы на первый взгляд, два невзаимосвязанных повода. В феврале 2005 года исполнилось 15 лет с того дня, когда было официально объявлено о выходе в свет п ...

Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. В Америк ...