Сайт о культуре и искусстве

История русского пейзажа

Другое » Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук » История русского пейзажа

Страница 1

Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные объемов, представляли собой храмы и палаты. На иконе Андрея Рублёва «Троица» святые ангелы изображены на фоне символичного дуба (пр. 18), а для иконы благовещенье он выбрал городской пейзаж.

В XVIII веке пейзажи использовали как фон, в парадных и бытовых портретах. Боровиковский Владимир Лукич изображал свои образы на фоне русской природы, например знаменитый портрет М.И. Лопухиной представляет загадочную, изящную, молодую девушку на переднем плане, а на втором образ природы, как бы созвучный этой девушке: русские берёзы, до сих пор поражающие людей своей величественной простотой, и спелые золотые колосья пшеницы

Первые самостоятельные пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж, как отдельный жанр, с формировался в русской живописи.

Максим Никифорович Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. Но произведения этих мастеров тускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина племянника Семена Федоровича, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы. Его пейзажи были пронизаны теплом и светом, который причудливо играл, в ветвях вечнозеленых деревьев Средиземноморья. Даже будучи тяжело больным, он не прекращал работу (пр. 19). Ещё одним великим художником того времени был Карл Павлович Брюллов, автор знаменитой картины «Последний день Помпеи». В своём творчестве он совмещал классические художественные приёмы и новаторство в жанре. Используя для своих картин низкие жанры он выполнял их в традиционной манере. Что позволяло ему объединять на своих полотнах человека и природу, создавая прекрасные картины, пронизанные глубоким смыслом и душевной теплотой (пр.20)!

От школы Воробьева идут романтические традиции, воспринятые его учениками. Среди них — рано умерший Михаил Иванович Лебедев, Лев Феликсович Лагорио и Иван Константинович Айвазовский. Один из самых знаменитых маринистов мира, непревзойденный поэт моря. Его работы посвящены, в основном, морской стихии. Именно на его полотнах море становится морем, оно живёт, играет, творит и разрушает, создаёт иллюзии. Вода течёт или накатывает на берег волной, но не застывает на картине. Рамка становится своеобразной преградой для неё, не давая ей выплеснуться наружу. Яркие краски играют на полотнах Ивана Константиновича, на пример работа «Девятый вал» (пр. 21) или «Кавказ», но не чужды ему и тихие, спокойные сочетания цветов, как на картине «Рыболовное судно в гавани». Он оставил заметный след в развитии реалистического и романтического пейзажа.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа. Это был художник, которого называли певцом русской грязи. Он страстно любил природу и почти все свои картины рисовал на пленэре. Его не стесняла даже холодная погода, все занятия в натурном классе, где он преподавал, переносились на улицу. Его любимым временем года был конец марта - время, когда прилетали грачи (пр. 22). Алексей Кондратьевич посвятил жизнь своей стране. Он умер в приюте для нищих и бездомных.

Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого было Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века.

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов (пр. 23). В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Один из знаменитых пейзажистов второй половины 19 века был Иван Иванович Шишкин. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустарников, трав. Брался ли он за изображение соснового бора, дубравы, елового леса или отдельных деревьев, они приобретали тот вид и те детали, которые свойственны данной территории, где художник их помещал. Изображал ли он дубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности (пр. 24).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей ...

Личная жизнь
Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Удивительно, но Вицин ...

Магия танца
Танец - одна из самых действенных форм магического (священного) ритуала, пробуждающая и активизирующая тонкие энергии. Подлинный священный танец - средство сосредоточения сознания и управления им с помощью физических упражнений, внешнее п ...