Сайт о культуре и искусстве

Жилище

Другое » Быт древних римлян » Жилище

Страница 1

С улицы перед домом нередко находилось преддверия vestibulum – площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь ianua входили в переднюю ostium, а отсюда через открытый или одной лишь занавесью закрытый вход – в атриум.

Atrium – приемный зал, составляющий главную часть дома. Сверху атриум был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие – compluvium. Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - implivium для стока дождевой воды (бежавшей с крыши через compluvium). По обеим сторонам атриума расположены были жилые и служебные комнаты, получавшие свет из атриума. Комнаты, примыкавшие к атриуму с лицевой стороны, обыкновенно отдавались под торговые перемещения (tabernae), причем имели вход только с улицы. В задней части атриума в домах знатных лиц хранились восковые изображения предков imagines.

Atrium – составляли и более позднюю культурную пору необходимую часть каждого римского дома; собственно "семейное" значение атриума уже отступило на второй план: кухня получила отдельное помещение, столовая превратилась в отдельный триклиний (triclinium), домашние боги помещались в особой божнице (sacrarium). Atrium превратился в парадное помещение, на украшение которого (колоннами, скульптурами, фресками, мозаикой) тратились большие средства.

За атриумом следовал tablinum – кабинет хозяина – комната, открытая со стороны атрия и пеистиля. По одной (или по двум его сторонам) шел небольшой коридор (fauces), через который проходили из атриума в перистиль.

Рeristylium - перистиль – представлял собой внутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посередине его часто находился небольшой садик (veridarium) с водоемом (piscine), по сторонам были расположены спальни, столовая (триклиний), кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч. В перистиле обыкновенно находилось помещение для домашних богов – lararium, sacrarium – божница.

Крышу дома в древнейшее время покрывали соломой, а впоследствии черепицами. Потолок первоначально был простой, дощатый, но с течением времени ему начали придавать изящную форму, образуя на нем углубления красивой формы; такой потолок называли lacunar, laquear. Его поддерживали колонны, нередко мраморные. Стены (parietes) первоначально только белили по штукатурке, а со временем стали украшать цветными мраморами, дорогими сортами дерева, но чаще – живописью; остатки такой живописи – (al fresco) прекрасно сохранились до нашего времени; особенно известна помпейская стенная живопись.

Пол (solum) в древнейшее время был из глины или камня (pavementum), а потом, особенно в богатых домах, мозаичный, часто - высоко художественной работы. Так, до нашего времени сохранилась в Неаполе в высшей степени художественная мозаика, изображающая победу Александра над Дарием в битве при Иссе. Свет проходил в дом отчасти через отверстия в потолке, отчасти через двери или через отверстия в стене (окна – fenestrae), которые закрывались занавесками или ставнями, впоследствии в них вставлялись листы из слюды и, наконец, из стекла. Для освещения употребляли в древнейшее время сосновую лучину или сосновые факелы (taeda, fax), кроме того, нечто вроде свечей (candela), впоследствии вошли в употребление масляные лампы (lucerna) художественной работы – из глины и металла (бронзы).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

История создания образа св. вмч. Варвары
Михаил Васильевич по приезде в Киев был принят в доме Праховых. Подружился с дочерью Праховых Еленой Адриановной, в семье называемой Лелей. Позднее эта дружба перешла в сердечную привязанность, Михаил Васильевич и Леля даже были помолвлен ...

Музей-квартира А. С. Пушкина
Адрес: Мойки наб., 12 Часы работы: 11:00-17:00 Выходной день: понедельник, последняя пятница месяца Квартира в доме № 12 на набережной реки Мойки - последнее место, где жил русский поэт А. С. Пушкин с октября 1836 года по 29 января 183 ...

Скипетр императорский с алмазом «Орлов» — одним из семи исторических камней Алмазного фонда
Скипетр императорский был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II и ныне хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Использованные материалы — золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. Длина 59,5 см. Гладко отшли ...