Сайт о культуре и искусстве

Жилище

Другое » Быт древних римлян » Жилище

Страница 2

Чтобы добыть огонь, ударяли железо о кремень или терли друг о друга сухие куски дерева. Отопляли дом посредством очагов (focus), жаровень (caminus), переносных печей (fornax) или при помощи теплого воздуха, проведенного посредством труб под полом, в стенах из печи, находившейся под полом (hypocaustum).

Верхний этаж (tabulatum) устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атриумом, и заключал в себе разные жилые перемещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом; имел обыкновенно плоскую крышу, которая нередко украшена была цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле.

Загородный дом – villa. Слово villa первоначально значило только "поместь", "усадьба". Впоследствии начали различаться villa rustica – поместье или усадьба и villa urbana – дача, устроенная более по городскому образцу.

Виллы в конце эпохи Республики и особенно во времена императоров были настоящими дворцами, с прекрасными парками, прудами, зверинцами и отличалась разнообразными удобствами и большой роскошью. Для постройки вилл выбирали наиболее живописные местности, чаще всего на морском берегу или близ больших рек. Особенно много их было близ Тускула, Тибура и в Кампании, отличающейся мягким климатом.

Жилище древнего римлянина было заставлено мебелью гораздо меньше, чем наше современное: ни письменных столов, ни громоздких буфетов, ни комодов, ни платяных шкафов не было. В инвентаре италийского дома предметов числилось мало, и, пожалуй, первое место среди мебели принадлежало кровати, так как древние проводили в ней гораздо больше времени, чем мы: на кровати не только спали, но и обедали, и занимались – читали и писали.

Кровать римлянина очень похожа на современную: - на четырех (редко на шести) ножках. Кроме изголовья, снабжена еще иногда изножьем, которое представляет собой точную копию изголовья. Каждая пара ножек связана между собой крепкой поперечиной; иногда для большей прочности добавляли еще два продольных бруска, вделывая их поближе к раме. Вместо нашей металлической сетки на раму натягивали частый ременный переплет.

Кровати делали из дерева (клен, бук, ясень), причем иногда раму из одной древесной породы, а ножки из другой. Ножки вытачивали иногда из костей. В одном из самых знатных и богатых помпейских домов, в доме фавна нашли кроватные ножки из слоновой кости; чаще, конечно, брали материал более дешевый: кости лошадиные и от крупного рогатого скота. Бывало, что кость покрывали резным узором; деревянные ножки обивали бронзой. Изголовье, изящный выгиб которого уже сам по себе имел орнаментальное значение, тоже отделывали бронзой. На обеденном ложе из Помпей по бронзовой накладке подлокотников вьется выложенный серебром узор; вверху и внизу их находятся с одной стороны кровати литые из бронзы фигурки амурчиков, а с другой стороны – лебединые головы. Очень часто на изголовье находилась голова осла.

Характерное для многих слоев римского общества того времени отсутствие вкуса, подмена простого и в своей простоте прекрасного обильной и не всегда гармоничной орнаментировкой, уважение не к вещи, а к ее стоимости, – все это на примере кроватей с черепаховой инкрустацией сказалось чрезвычайно ярко.

Мы не знаем, в какой цене стояли кровати и какие из них были дороже и какие дешевле, но что такая мебель была доступна только богатым людям, это очевидно. И застилали такую кровать тканями тоже роскошными и дорогими.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Архитектурные памятники классицизма
Начало французского классицизма связано с строительством церкви Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновение нового эстетического подхода. Она была спроектирована в 1756г. Жаком Жерменом Суффло(1713-1 ...

Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая
Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трех ...

Живопись Огюста Ренуара
Трудно представить себе большую антитезу искусству Дега, чем живопись Огюста Ренуара (1841-1919), одного из самых солнечных и жизнеутверждающих художников Франции, которого А.В.Луначарский называл "живописцем счастья". В юные г ...