Сайт о культуре и искусстве

Характеристики основных действующих лиц

Другое » Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат" » Характеристики основных действующих лиц

пьеса комедия мандат эрдман

Павел Сергеевич Гулячкин – ленивый, праздный, недальновидный, необразованный, тщеславный, при этом добрый и искренний во всех своих проявлениях. Его предшественников можно найти у Островского, Сухово-Кобылина, Фонвизина. «Неокончивший гимназию» - расхожая, но точная характеристика в русской драматургии. Такие персонажи начинают действовать только тогда, когда придумают себе приключения по собственной же глупости. «Приключение» Гулячкина грозит смертью, поэтому его сверхзадача полностью совпадает со сверхзадачей пьесы.

Надежда Петровна Гулячкина – на первый взгляд – мещанский штамп. Но сколько в ней трогательного и искреннего. Как она молится под граммофон, как она устраивает переодевание кухарки в императрицу. Это ее тоска по молодости, тоска по удобной, нормальной, спокойной жизни. Она пытается хотя бы на мгновение вернуться в прошлое. Ее желание выдать дочь замуж на сына Сметанича – абсолютно естественное выполнение «программы матери». А в том, что она пытается из сына сделать приданое – скорее «материнский жест», чем мещанский расчет. Она понимает, что он неспособен ни к чему полезному, к тому же мандат – охранная грамота для их семьи, которая не так давно владела магазином.

Иван Иванович Широнкин – конфликтный персонаж, олицетворяющий собой угрозу. Хороший человек с фотографическим образованием, самолюбие которого задето в непосредственной близости от объекта его внимания. Он бы не стал устраивать скандалов и доносов, сделал бы предложение Насте, получил бы согласие. Но автор поставил его в такие условия, что вынужден отстаивать свою честь. Одновременно, благодаря Широнкину, Эрдман предсказывает грядущее «стукачество», когда сосед доносит на соседа «с летальным исходом».

Настя – девушка 23-х лет. Именно столько было бы великой княжне Анастасии Романовой, расстрелянной в Екатеринбурге в июле 1918 года вместе с ее семьей. «Комедию положений», связанную с переодеванием Насти в царское платье, сложно назвать комедией. Дело в том, что в двадцатые годы прошлого века тем или иным образом проявилось тридцать самозванок, именующих себя Анастасией Романовой. Большевики сразу объявили о расстреле царя, но долго молчали о том, что расстреляли всю семью.

Олимп Валерианович Сметанич – серьезный человек, умеющий мыслить на несколько ходов вперед, но безнадежный монархист-романтик. В 1923 году не было Интернета, официальные СМИ говорили только то, что им приказывали, а слухи об армии Колчака и интервентах иногда вырастали за неделю из одного выстрела в разгром целой дивизии. Людям так хотелось, чтобы советскую власть свергли, чтобы французы «делегировали» нам царя. Даже прося в приданое коммуниста, он дистанцируется от новой власти на случай возврата старой.

Остальные персонажи так же мечутся между желанием вернуть старое, и невозможностью приспособится к новому.

Рекомендуем также:

Выполнение резного убранства изделия
Предварительно ориентируясь на каждую сторону рамки, приступаем к выполнению самой ответственной части работы – выполнению резного убранства. Декоративный орнамент данного изделия называют снежинкой, а элементы, расположенные по углам, – ...

Наука как специализированная форма культуры
Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. «Внешним условием для появления науки стало формирование классового общес ...

Театрально-музыкальная культура
Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр ...