Сайт о культуре и искусстве

История русского пейзажа

Другое » Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук » История русского пейзажа

Страница 2

Исаак Ильич Левитан также как и Шишкин выставлял свои работы вместе с Передвижниками. Его картины отличались отсутствием броских деталей, ему были ближе простые и непритязательные виды. Но с помощью выразительности цвета он умел мастерски передать все полутона и тени, что позволяло ему максимально полно использовать возможности живописи. Он был учеником Саврасова, человека, который так же сильно, как и Левитан любил природу. Природу во всех её проявлениях: от серых тоскливых сумерек и нависших бесформенной громадой туч (пр. 25) до ярких и солнечных дней и светло-голубого, чистого неба. Единственное чего он не принимал на своих полотнах, так это людей и животных. Поэтому многие критиковали его творения, а он думал о том, как передать затейливую игру света на листьях деревьев. Также я бы хотела отметить, что во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов. В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграл «Союз русских художников». В это объединение входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины XIX века.

Большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма вместе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна. Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж, типажные портреты, экспрессивные жанры – зачастую с национально-романтическим и историческим оттенком. В 1924 же он прекратил свое существование. Ряд его членов вошли в АХРР (Ассоциация художников революционной России), другие – совместно с некоторыми из бывших «передвижников» – организовали в 1927 «Объединение художников-реалистов».

Некоторые ученики художников-конструктивистов стали оспаривать кредо своих учителей. Они считали, что искусство не должно быть сосредоточено в сфере производства. Станковая картина (род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения, буквально — живопись, созданная на станке (мольберте)) не утратила актуальность, но необходимо вдохнуть в нее новую жизнь. Они создали общество ОСТ (Общество художников-станковистов). Художники этого объединения стремились в своих полотнах воплотить ритм строительства новой жизни, опираясь на эстетику языка конструктивизма и экспрессионизма (пр. 26).В отличие от мастеров ОСТа, художники общества АХРР полагали, что суть героической эпохи следует выражать в формах "героического реализма" и с документальной точностью. Они критиковали поиски авангарда. Мечты преобразовать мир, выраженные в проектах авангарда, разрушались в соприкосновении с реальностью, пространство которой все больше и больше завоевывали представители АХРР, создавшие прототип искусства социалистического реализма (пр. 27).

Однако даже в сталинскую эпоху были художники, не изменившие принципам свободного творчества. Их произведения, без фальши и патетики, рассказывавшие о своем драматическом времени, сохранили искреннюю авторскую интонацию, хотя эти работы не являются представителями четко выраженного реалистического пейзажа, они отображают ту реальность, которую видел автор (пр. 28).

Русское искусство второй половины ХХ века открывается периодом "оттепели" (конец 1950-х - начало 1960-х годов). Возрождение традиций импрессионизма стало первым шагом к расширению художественного диапазона и пересмотру самого понятия "картина" в советском искусстве. Импрессионистическое мировидение противостояло парадной советской картине, утверждало непосредственность наблюдения и выражения жизненных впечатлений.

Атмосфера тех лет определялась надеждой на обновление всех сфер жизни, что нашло отражение в самых разных видах советского искусства. С конца 1950-х годов доктрина социалистического реализма стала постепенно расшатываться. В среде Союза художников молодежь выступила с новой концепцией, имеющей название "суровый стиль". Они противопоставили правду жизни мифу о ней, сложившемуся в парадном искусстве сталинского времени. Одна из главных черт этого направления - открытая публицистичность, моральный пафос, который был искренним в то время, когда казалось, что многое можно изменить в жизни советского общества.

В пору "оттепели" возникает и московский андеграунд. Если в среде Союза художников боролись за обновление советского искусства, то мастера андеграунда встали в оппозицию по отношению к сложившимся нормативам и правилам. Эти художники отстаивают свободу творчества. Они пытаются восстановить в правах авангард и ориентируются на современное искусство Европы и Америки. В этом движении рождаются различные направления (пр. 29).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Функции культуры
Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая и, по мнению многих исследователей, главная функция культуры — коммуникативная. Культура — это универсальная система общения людей на всех ...

Философия импрессионизма
В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только "пейзажное" во ...

Языки и символы культуры
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсаль ...