Предлагаемые обстоятельства начала пьесы
Главное событие, к которому ведет раскрытие подделки мандата, можно сформулировать, как смертный приговор семье Гулячкиных. Тот факт, что в финале милиция не отреагировала на донос Широнкина, скорее говорит о том, что автор не намеревался выходить за рамки комедии.
Сквозное действие пьесы – борьба за выживание в изменившемся мире. Контрдействие рождается из страха перед тем, что происходит вокруг, а выражается в неуклюжих, внешне смешных и нелепых действиях персонажей, которые просто хотят спасти свои семьи, свои жизни.
Основной конфликт пьесы – столкновение реалий и иллюзий в душе человека, выживающего в момент смены эпох. Можно рассуждать о том, что эти мещане и монархисты-романтики довели страну до того, что к власти пришло воинствующее быдло, но рыба гниет с головы. Эрдман не обвиняет их, не смеется над ними, он любит их и жалеет. Мотивации всех без исключения персонажей чисты и искренни. Со стороны это выглядит, как желание усидеть на двух стульях. А на деле герои «Мандата» с нежностью цепляются за каждую мелочь, напоминающую им их прошлое, очертя голову бросаются в авантюру с восстановлением монархии, не продумав даже ближайших шагов; одновременно пытаются обезопасить себя от новой власти, так же наивно выдумывая себе индульгенции.
Идея пьесы может быть сформулирована, как предостережение, как памятка «Что не надо делать выживающему в советской России». При этом я бы не стал сравнивать кажущуюся сатиру на доморощенных монархистов с описанным у Ильфа и Петрова «Союзом меча и орала». Эта пьеса, скорее, перекликается с набоковским «Истреблением тиранов».
«Мандат» - классическая бытовая комедия, в которой имеют место схемы комедии положений. Каждый персонаж говорит на «своем», характеризующем его происхождение и социальное положение языке. Складывается впечатление «зарисовок с натуры», но это не шаржи и не этюды импрессионистов. Это глубокие, четко очерченные характеры.
На мой взгляд, Эрдман не стремится что-то высмеять, кого-то обвинить или сделать некий шарж. Его предсказания перекликаются с предсказаниями Булгакова в «Собачьем сердце». «Второй план» в пьесе «Мандат» возникает абсолютно естественно, без каких-либо обличений: вы такие, вы это допустили, но вы в этом не виноваты.
Я не уверен, что стоит обвинять белорусов, которые терпят Лукашенко или русских, терпящих нынешнюю власть за абсолютную социальную импотенцию. Мы такие, мы это допустили, мы в этом не виноваты. Может быть, это явление чисто российское, человек сажает себе на шею дармоедов и не сбрасывает их, пока не подешевеет нефть? СССР развалился, когда американцы договорились с арабами про цены на ту самую нефть, может быть, сейчас произойдет нечто подобное? Даже если и произойдет, то не надолго. Как только нефть подорожает, мы посадим себе на шею новых воров, и будем искать возможность что-нибудь им лизнуть.
Самое удивительное, что за 85 лет (с момента написания «Мандата») ничего не изменилось.
Действие пьесы протекает в атмосфере тревоги и постоянного ожидания катастрофы. Персонажи постоянно прислушиваются к происходящему за дверью, пытаются вникнуть в подтекст даже самых обычных бытовых фраз своих партнеров.
Рекомендуем также:
Современность мистики
Подводить итоги 1 главы т.е. истории магии здесь не совсем корректно, однако надо сказать трудно сделать выводы о том, когда магия считается происходящей в истории и в современном мире.
Мы увидели, что магия по мнению большинства философ ...
Появление звука в кино
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожни ...
Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...