Сайт о культуре и искусстве

Предлагаемые обстоятельства начала пьесы

Другое » Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат" » Предлагаемые обстоятельства начала пьесы

Страница 2

Главное событие, к которому ведет раскрытие подделки мандата, можно сформулировать, как смертный приговор семье Гулячкиных. Тот факт, что в финале милиция не отреагировала на донос Широнкина, скорее говорит о том, что автор не намеревался выходить за рамки комедии.

Сквозное действие пьесы – борьба за выживание в изменившемся мире. Контрдействие рождается из страха перед тем, что происходит вокруг, а выражается в неуклюжих, внешне смешных и нелепых действиях персонажей, которые просто хотят спасти свои семьи, свои жизни.

Основной конфликт пьесы – столкновение реалий и иллюзий в душе человека, выживающего в момент смены эпох. Можно рассуждать о том, что эти мещане и монархисты-романтики довели страну до того, что к власти пришло воинствующее быдло, но рыба гниет с головы. Эрдман не обвиняет их, не смеется над ними, он любит их и жалеет. Мотивации всех без исключения персонажей чисты и искренни. Со стороны это выглядит, как желание усидеть на двух стульях. А на деле герои «Мандата» с нежностью цепляются за каждую мелочь, напоминающую им их прошлое, очертя голову бросаются в авантюру с восстановлением монархии, не продумав даже ближайших шагов; одновременно пытаются обезопасить себя от новой власти, так же наивно выдумывая себе индульгенции.

Идея пьесы может быть сформулирована, как предостережение, как памятка «Что не надо делать выживающему в советской России». При этом я бы не стал сравнивать кажущуюся сатиру на доморощенных монархистов с описанным у Ильфа и Петрова «Союзом меча и орала». Эта пьеса, скорее, перекликается с набоковским «Истреблением тиранов».

«Мандат» - классическая бытовая комедия, в которой имеют место схемы комедии положений. Каждый персонаж говорит на «своем», характеризующем его происхождение и социальное положение языке. Складывается впечатление «зарисовок с натуры», но это не шаржи и не этюды импрессионистов. Это глубокие, четко очерченные характеры.

На мой взгляд, Эрдман не стремится что-то высмеять, кого-то обвинить или сделать некий шарж. Его предсказания перекликаются с предсказаниями Булгакова в «Собачьем сердце». «Второй план» в пьесе «Мандат» возникает абсолютно естественно, без каких-либо обличений: вы такие, вы это допустили, но вы в этом не виноваты.

Я не уверен, что стоит обвинять белорусов, которые терпят Лукашенко или русских, терпящих нынешнюю власть за абсолютную социальную импотенцию. Мы такие, мы это допустили, мы в этом не виноваты. Может быть, это явление чисто российское, человек сажает себе на шею дармоедов и не сбрасывает их, пока не подешевеет нефть? СССР развалился, когда американцы договорились с арабами про цены на ту самую нефть, может быть, сейчас произойдет нечто подобное? Даже если и произойдет, то не надолго. Как только нефть подорожает, мы посадим себе на шею новых воров, и будем искать возможность что-нибудь им лизнуть.

Самое удивительное, что за 85 лет (с момента написания «Мандата») ничего не изменилось.

Действие пьесы протекает в атмосфере тревоги и постоянного ожидания катастрофы. Персонажи постоянно прислушиваются к происходящему за дверью, пытаются вникнуть в подтекст даже самых обычных бытовых фраз своих партнеров.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мо ...

Обереги, амулеты, жезлы
Обереги помещались над дверьми, на печи, на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку. Наиболее частым обереговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами ...

Мотивы коллекционирования
В ряде исследований причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или «интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных с ...