Сайт о культуре и искусстве

Творческий путь В.М.Васнецова как церковного живописца. Работы во Владимирском соборе

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Творческий путь В.М.Васнецова как церковного живописца. Работы во Владимирском соборе

В 1885 году Виктор Михайлович Васнецов получает предложение А. Прахова участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве.

Стасов сообщает, что несмотря на давнишнее знакомство Прахов даже не предполагал, «что Васнецову свойственно и возможно было оказаться значительным художником по части религиозной живописи. Его убедил Чистяков, который «хорошо знал его натуру, характер и настроение» Поначалу Васнецов отказался. Но поразмыслив, согласился. После чего отправился в поездку по Европе для знакомства с византийскими памятниками. Знакомство это он сам оценивал как поверхностное, тем не менее он осмотрел все главные достопримечательности: собор св.Марка в Венеции, собор св.Виталия, собор св. Аполлинария, баптистерии, мавзолей Галлы Плацидии в Равенне и пр. На Сицилии не побывал. Но видел репродукции тамошних мозаик и фресок

Работа во Владимирском соборе очень увлекла Виктора Михайловича. Он радовался возможностям её, очень ценил (см. письмо к Поленову) Но порой тяготился, жаловался на усталость. В трудные дни его поддерживала вера. Нестеров пишет в «Воспоминаниях», что они с Васнецовым по праздникам ходили к обедне в Софийский собор.

Прахов привозил эскизы Васнецова в Москву и Петербург. Они имели большой успех.

Вот как вспоминал М.В.Нестеров о первом знакомстве с росписями Васнецова во Владимирском соборе. «Из алтаря, в окно, выходящее в главный алтарь, я впервые увидел «Пророков, святителей православных». Пафос, пламенное воодушевление этих ветхозаветных глашатаев божественных глаголов выражены были так ярко, неожиданно, что у меня от восхищения дух захватило. Васнецовские пророки что-то вещали миру пламенными устами, потрясали души великими откровениями. Они были великолепны…

Под пророками изображены святители православные. Вот Антоний, Феодосий – Печерские, а вот и наш преподобный Сергий, вот Стефан. Мы давно их знаем, а вот тут и тот художник, который вызвал их вновь к земному бытию такими, какими они явились нашей родине пятьсот лет тому назад. Левей величественное изображение богоматери, сопутствуемой хорами ангелов. Внизу, под «Богоматерью», была видна «Евхаристия» с прекрасным Христом и такими живописными, действенными апостолами. Всё это дышало, придавало собору воодушевлённый, победный характер.

Сам Виктор Михайлович, показывая мне свои творения, умел кратко, умно подтвердить словом то, во что верил как в непреложное»

Будучи человеком лично очень скромным, Виктор Михайлович благоговейно относился к церковному искусству. Так в 1905 году в залах Академии художеств проходила выставка религиозной живописи В.М. Васнецова. В эти залы ворвалась разгорячённая митинговыми настроениями толпа молодёжи. Виктор Михайлович поставил в вину администрации Академии неуважение к искусству и в знак протеста вышел из Академии.

За свои работы во Владимирском соборе Виктор Михайлович Васнецов получил звание профессора живописи

С. Алфеев отмечал, что В.М.Васнецов не примкнул ни к ультрареалистам, ни к западникам. Он пошёл своим собственным путём. Обратившись к искусству первых веков христианства, к Византии, а более всего к нашему тогда ещё не ценимому, неофициальному, но подлинному русскому народному искусству, Васнецов создал свой особый русский стиль религиозной живописи, столь близкий и понятный каждому русскому человеку

Вседержитель в куполе радостен, благ, спокоен, светел, чист, всезнающ, всеведущ, и очень красив. Нестеров писал об этом образе: «Был я вчера в куполе, видел Христа, здесь нет того мудрствования, какое видно у Ге. Христос Васнецова традиционен, но исполнен красоты внешней и внутренней»

Дунаев утверждает, что Васнецов не был изначально «храмовым живописцем», и не сразу сознал себя как монументалист, получив известность среди передвижников, прежде всего как мастер былинно-сказочной темы. Между тем, мы знаем, что ещё в юности в Вятке Виктор Васнецов принимал участие в росписи храма.

Рекомендуем также:

Возникновение античного театра
Быстрой стопою приди, о владыка, к давильному чану Руководителем будь нашей работы ночной; Выше колен подобравши одежду и легкую ногу Пеной смочив, оживи пляску рабочих своих. И говорливую влагу направив в сосуды пустые, В жертву леп ...

Творчество Филиппа Малявина
Русское искусство конца XIX—начала XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие ...

Цвет в декоративной композиции
Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз. С п ...