Сайт о культуре и искусстве

Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат"

Другое » Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат"

Первое впечатление от пьесы я бы сформулировал как «барахтанье в безвременьи». Осталось ощущение паники от непонимания героев, как приспособиться к чему-то пугающе-новому и желания уцепиться за что-то знакомое, родное, но неактуальное.

Автор поместил простую схему комедии положений в зловещие предлагаемые обстоятельства.

Эрдман никого не обличает, искренне любит своих персонажей, но возникающий второй план по первому впечатлению укладывается в формулу: только такое «дряблое» общество могло допустить появление такой абсурдной, непрофессиональной власти.

Это делает пьесу удивительно современной. Я регулярно наблюдаю, как на вид приличные люди, довольно известные люди, люди искусства стремятся «прислониться» к нашей убогой дилетантской власти. Вылизывают ей отдельные места, иногда до крови. Я ни в коем случае не осуждаю их, более того, я сам при первом удобном случае проделаю то же самое, но… Наверное, именно поэтому я и выбрал эту пьесу.

Так же от первого прочтения пьесы осталась довольно странная ассоциация: в Кракове на рыночной площади на Мариацкой башне каждый час играет трубач. Мелодия не доигрывается до конца – обрывается. Эта традиция имеет шестисотлетнюю историю: однажды трубач – дозорный заиграл мелодию «Гейнал», чтобы предупредить город о нашествии татар, но не доиграл ее до конца, - татарская стрела пронзила его горло. Сколько раз игралась мелодия-предупреждение для России?

Возвращаясь к вахтанговской формуле «время-автор-коллектив», признаюсь, что на данный момент у меня нет коллектива. Я предложу свое видение распределения ролей, предположив, что выбранные мною актеры заинтересуются моим режиссерским замыслом.

Рекомендуем также:

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная револю ...

Зарождение балета
Балет зародился в Италии в XVI веке вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торж ...

Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование ...