Театрально-музыкальная культура
В организации концертных вечеров и музыкальном просвещении населения важную роль сыграли минские музыканты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. на протяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Музыку таких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях. В Гродно, Витебске, Слуцке проходили концерты духовых оркестров. Концертировали как местные музыканты, так и известные европейские гастролеры: один из лучших скрипачей того времени испанец П. Эскудера, бельгийский скрипач Ш. Мёзер, юная скрипачка Т. Юзефович (ее называли шутливо «Паганини в юбке»), знаменитый ксилофонист М. Гузиков, скрипач-виртуоз М. Ельский, композитор и исполнитель Ф. Милодовский, первоклассный гитарист М. Соколовский.
Завоевал европейскую известность белорусско-польский композитор и музыкант, участник польского восстания 1794 г. Михаил Клеофас Огиньский (1765–1833). В 1802 г. он вернулся из эмиграции в свое имение Залесье. Именно здесь в 1823 г. перед отъездом в Италию композитор написал полонез «Прощание с Родиной». Менее известны сегодня его «Марш повстанцев» (1794), опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». Среди современников были популярны многочисленные вальсы, мазурки, романсы, пьесы, марши М. Кл. Огиньского. Он – также автор трактата «Письма о музыке» (1828), мемуаров о Польше и поляках.
Значительный вклад в развитие отечественного музыкального искусства, в первую очередь камерного, оперного и симфонического, внес белорусско-польский композитор, дирижер и педагог Станислав Монюшко (1819–1872). Он родился под Минском, жил в Минске, Вильно, а с 1858 г. – в Варшаве. Многие песни он писал, вдохновившись образами белорусской природы («Вилия», «К реке Неман»); сюжет его лучшей оперы «Галька» (1847) связан с минским периодом жизни (в Минске она была поставлена только в 1856 г.). Белорусские и польские музыкальные мотивы переплелись в 12 сборниках «Домашние песенники». Весьма плодотворным в 1840-е гг. было его сотрудничество с В. Дуниным-Марцинкевичем (оперы «Рекрутский набор», «Соревнование музыкантов», «Волшебная вода», «Сялянка»). С. Монюшко и его единомышленники, композиторы Н. Орда, А. Абрамович, М. Карлович, изучали и использовали в своем творчестве народные мотивы.
Большой интерес представляют основанные на белорусском фольклоре произведения композитора и пианиста Антона Абрамовича. Он обогатил народными мотивами свою музыкальную поэму «Белорусская свадьба» в 8 частях (в 1846 г. ее опубликовал издатель и литературный критик Р. Подберезский), пьесы «Весна», «Девичье лето», «Осень». А. Абрамович написал музыку к стихотворениям Я. Борщевского «Дзеванька» и «Гарэльца»; он – автор пьесы «Белорусская мелодия», множества маршей, вальсов, полонезов, фантазий для фортепиано, мазурок.
В Беларуси жили и творили другие видные деятели музыкальной культуры: А.К. Радзивилл, первым создавший оперу «Фауст» (Гете написал либретто); пианист, композитор и педагог Флориан Милодовский, написавший оперетту «Конкуренты» (в Минске поставлена в 1861 г.); пианистка М. Шимановская; скрипач и композитор К. Липинский; композитор и скрипач К. Кржижановский. В начале XX в. собирал полные залы оперный певец В. Селех-Качанский.
Рекомендуем также:
Разметка изделия
При разметке геометрической резьбы сначала наносятся основные линии рисунка, а затем и мелкие детали, соответствующие узору.
Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же независимо от того, выполняется резьба на заготовк ...
Инди-кидз. Грандж
«Культурным зеркалом», основной движущей силой для нарождающейся субкультуры «индиз» стала новая волна британских рок-групп, которые записывались на небольших, мало кому известных лейблах. Хроническое безденежье они превратили в предмет ...
Игры разума в творчестве Пелевина
Разуму, сознательному и бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в творчестве Пелевина.
Слова несут в себе огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально), так и бессознательно. Н ...