Сайт о культуре и искусстве

Театрально-музыкальная культура

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Театрально-музыкальная культура

Страница 3

В организации концертных вечеров и музыкальном просвещении населения важную роль сыграли минские музыканты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. на протяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Музыку таких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях. В Гродно, Витебске, Слуцке проходили концерты духовых оркестров. Концертировали как местные музыканты, так и известные европейские гастролеры: один из лучших скрипачей того времени испанец П. Эскудера, бельгийский скрипач Ш. Мёзер, юная скрипачка Т. Юзефович (ее называли шутливо «Паганини в юбке»), знаменитый ксилофонист М. Гузиков, скрипач-виртуоз М. Ельский, композитор и исполнитель Ф. Милодовский, первоклассный гитарист М. Соколовский.

Завоевал европейскую известность белорусско-польский композитор и музыкант, участник польского восстания 1794 г. Михаил Клеофас Огиньский (1765–1833). В 1802 г. он вернулся из эмиграции в свое имение Залесье. Именно здесь в 1823 г. перед отъездом в Италию композитор написал полонез «Прощание с Родиной». Менее известны сегодня его «Марш повстанцев» (1794), опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». Среди современников были популярны многочисленные вальсы, мазурки, романсы, пьесы, марши М. Кл. Огиньского. Он – также автор трактата «Письма о музыке» (1828), мемуаров о Польше и поляках.

Значительный вклад в развитие отечественного музыкального искусства, в первую очередь камерного, оперного и симфонического, внес белорусско-польский композитор, дирижер и педагог Станислав Монюшко (1819–1872). Он родился под Минском, жил в Минске, Вильно, а с 1858 г. – в Варшаве. Многие песни он писал, вдохновившись образами белорусской природы («Вилия», «К реке Неман»); сюжет его лучшей оперы «Галька» (1847) связан с минским периодом жизни (в Минске она была поставлена только в 1856 г.). Белорусские и польские музыкальные мотивы переплелись в 12 сборниках «Домашние песенники». Весьма плодотворным в 1840-е гг. было его сотрудничество с В. Дуниным-Марцинкевичем (оперы «Рекрутский набор», «Соревнование музыкантов», «Волшебная вода», «Сялянка»). С. Монюшко и его единомышленники, композиторы Н. Орда, А. Абрамович, М. Карлович, изучали и использовали в своем творчестве народные мотивы.

Большой интерес представляют основанные на белорусском фольклоре произведения композитора и пианиста Антона Абрамовича. Он обогатил народными мотивами свою музыкальную поэму «Белорусская свадьба» в 8 частях (в 1846 г. ее опубликовал издатель и литературный критик Р. Подберезский), пьесы «Весна», «Девичье лето», «Осень». А. Абрамович написал музыку к стихотворениям Я. Борщевского «Дзеванька» и «Гарэльца»; он – автор пьесы «Белорусская мелодия», множества маршей, вальсов, полонезов, фантазий для фортепиано, мазурок.

В Беларуси жили и творили другие видные деятели музыкальной культуры: А.К. Радзивилл, первым создавший оперу «Фауст» (Гете написал либретто); пианист, композитор и педагог Флориан Милодовский, написавший оперетту «Конкуренты» (в Минске поставлена в 1861 г.); пианистка М. Шимановская; скрипач и композитор К. Липинский; композитор и скрипач К. Кржижановский. В начале XX в. собирал полные залы оперный певец В. Селех-Качанский.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

История танца живота
История танца живота насчитывает более 4 тысяч лет. Первоначально он зародился как храмовый танец и техника родовспоможения: профессиональные храмовые танцовщицы обучали будущих мам телодвижениям и растяжкам, которые облегчали появление р ...

"Рубин Цезаря"
Камень сочного розовато-малинового цвета, с которым хорошо сочетаются золотые листочки с зеленой эмалью, закрепленные на раздвоенном стебельке, покрытом белой и черной эмалью. Вес 255,75 карат. Камень огранен в форме виноградной грозди. ...

Эстетические категории средневековья
Известно, что творческий метод был обусловлен традициями и духом того времени. Он так же базировался на созданных раннее образах, и они были интерпретированы в новой манере, что, как отмечет Муратова К.М., давало художнику простор для фан ...