Сайт о культуре и искусстве

Театрально-музыкальная культура

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Театрально-музыкальная культура

Страница 2

Особую роль в развитии национального театра сыграл В. Дунин-Марцинкевич. С его именем связана знаменательная дата в истории белорусской сцены: 23 сентября 1841 г. состоялась премьера любительского спектакля – комической оперы «Рекрутский набор», либретто которой сочинил он сам, а музыку написали С. Монюшко и К. Кржижановский. Это был его театральный дебют. В 1850-е гг. действовала созданная им театральная труппа, по уровню близкая к профессиональной. Сначала спектакли давались в фольварке Люцинка (под Ивенцом), где жил в то время В. Дунин-Марцинкевич. Актерами становились сам драматург, его дети, местные школьники, знакомые, соседи, крестьяне. Этот народный театр, своими постановками преображавший традиции белорусского фольклора, являлся ярким очагом демократической культуры.

В театре В. Дунина-Марцинкевича в Минске 9 февраля 1852 г. состоялась премьера оперы «Сялянка» («Идылiя»). Позже она исполнялась в Бобруйске и Слуцке. Новое знакомство со спектаклем произошло почти через полтора века, в 1994 г., в Национальном Академическом театре им. Я. Купалы. Эта комическая опера в постановке Н. Пинигина пользуется популярностью у минских и московских зрителей.

Ужесточение политики царизма в 1860–1890-е гг. затруднило деятельность профессионального национального театра в Беларуси. На театральных сценах выступали чаще представители российских и украинских трупп. В 1890 г. в Минске был официально открыт стационарный городской театр, который способствовал развитию высокой культуры. Здесь ярко проявили себя известные актеры М. Савина, А. Яблочкина, Л. Собинов, К. Варламов.

С 1898 г. активную деятельность развернуло Минское товарищество любителей изящных искусств. В городах и местечках возникали любительские коллективы. В последующие годы в любительских кружках проводились «белорусские вечеринки» с выступлением хоров, танцоров, чтением белорусских стихов. На основе такого кружка артистом и режиссером Игнатом Буйницким (1861–1917) в Дисненском повете была создана Первая белорусская труппа. В 1910 г. она стала национальным профессиональным театром с хором, танцевальной и драматической группами. Театр действовал как гастрольный коллектив и до своего распада в 1913 г. побывал во многих городах и местечках Беларуси.

С 1911 г. в Вильно на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок, которым руководил А. Бурбис. 27 января 1912 г. он впервые поставил купаловскую «Паулiнку». Роль главной героини блестяще сыграла актриса Павлина Меделка.

Вскоре после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в Минске возникло Первое товарищество белорусской драмы и комедии, которое незадолго до смерти возглавил И. Буйницкий. Труппа гастролировала со спектаклями по произведениям Я. Купалы, К. Каганца, Э. Ожешки. Видным деятелем этого театра стал Владислав Голубок, впоследствии известный драматург, режиссер, актер, основатель самобытной национальной школы, сочетавшей стилизованный театральный фольклор с профессиональным драматическим искусством.

Музыкальное искусство. В XIX в. музыкальная жизнь в Беларуси развивалась главным образом в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно и других больших городах. Кроме того, как и ранее, она скрашивала быт некоторых панских усадеб. В частности, любители музыки собирались в Залесье (Сморгонский район) у М. Кл. Огиньского (далекого родственника М. Каз. Огиньского); в Городище под Минском у помещика Л. Ракитского, владельца профессионального оркестра; в имении Городец Могилевской области у композитора-любителя В. Костриет-Скандерюока, который держал крепостной квартет, считавшийся одним из лучших в России.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Байкеры
Они стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения. Массовая культура сделала из них миф, настолько притягательный в своей «инаковости» и «отвратности», что мотоциклетные субкультуры о ...

Рабство
Рим был огромным рабовладельческим государством. Обращение с рабами было очень жестоким. Его можно было продать, кастрировать, сдать в наём в публичный дом, превратить гладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем ...

Философское осмысление понятия символа
Философское осмысление понятия символа восходит к античности; именно с античной культурой нередко принято связывать само появление отвлеченных смыслов, абстрактного мышления. Платон дал целостную трактовку символа как интуитивно постигае ...