Сайт о культуре и искусстве

Театрально-музыкальная культура

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Театрально-музыкальная культура

Страница 1

Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуар фольклорных театров складывался из произведений героического, комического, сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены и декораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементы трагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов. Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главным образом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровню фольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах.

Присоединение к России, изменение социально-политических и экономических отношений сказались на судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годы широко распространиться на территории Беларуси. Количество их неуклонно уменьшалось, но отдельные из них продолжали действовать и подчас по уровню мастерства не уступали официально организованным профессиональным труппам. По-прежнему славились театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, С. Зорича в Шклове.

В частновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейским размахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских и французских композиторов. Хоры, оркестры, кордебалет формировались главным образом за счет талантливой, обученной музыкально-драматическому мастерству сельской молодежи. Без участия крепостных оркестров и капелл магнатско-помещичьих театров, как и прежде, не обходились театральные спектакли, религиозные службы, военные парады, балы. Некоторые оркестры (струнные и духовые) виртуозно исполняли сложные симфонические и хоровые полифонические произведения. Уровня высокого искусства достигли хоры, группы вокалистов, отдельные исполнители.

Одновременно вне крепостной системы появлялись ростки собственно профессионального театра и драматургии. Причем новый белорусский театр опирался на достижения национальной литературы. С годами репертуар расширялся, польский язык на сцене все чаще заменялся русским; театр все более переходил на коммерческую основу, укрепляемую знатными меценатами. В моду вошли театральные сезоны, ведущую роль стали играть постоянные городские театры. Наряду с профессиональным развивалось любительское театральное искусство. В городах и местечках шли представления небольших самоорганизующихся частных трупп. Не замедлила появиться и своя театральная критика (П. Шпилевский, Ф. Подобед и др.), пропагандировавшая обновлявшееся национальное искусство сцены.

В ряде крупных городов Беларуси работали постоянные театры, которые приобщали зрителей к достижениям мировой драматургии. Так, в Минске с конца 1830-х гг. свой театр держал одаренный актер и режиссер Я. Хелмиковский, а после него – В. Дроздовский. Подобралась сильная труппа, которая ставила постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, В. Гюго. В 1847 г. минчанам было предложено 48 спектаклей, а через два сезона – 55. В 1846 г. возобновил работу городской театр в Гродно (С. Новоковского). Постоянные театральные труппы имелись в Витебске (Я. Чеховича), Могилеве (С. Богуша-Сестренцевича). В других городах и местечках театральные постановки носили эпизодический характер и ставились в основном гастрольными труппами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Символы и язык
Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о прав ...

Символика цвета в общественной жизни Западной Европы
В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Во ...

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная револю ...