Религия
О религиозных представлениях носителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальной культуры. Некоторые исследователи склоны принимать огромное здание, частично раскопанное в Мохенджо-Даро (здесь был обнаружен знаменитый стеатитовый бюст бородатого жреца), за храм. К комплексу примыкает бассейн, построенный из обожженного кирпича. Находки множества терракотовых статуэток женщин, возможно, указывают на культ богини-матери, широко распространенной у других народов древности. Наряду с упомянутыми фигурками, которые, возможно, изображают божества, найдено также несколько статуэток обнаженных мужчин с бородой и вьющимися волосами. Торс их напряженно выпрямлен, ноги слегка раздвинуты, руки не касаются тела и вытянуты вдоль его. Эта поза очень напоминает положение тела, которое джайны называют «кайотсарга»; в этой позе в позднейшие времена часто изображают аскетов в состоянии медитации. Найдена также терракотовая маска рогатого божества.
Наиболее примечательным божеством хараппской культуры является рогатый бог, фигурирующий на печатях. Он изображен на трех печатях; на двух он сидит на троне или небольшом возвышении, на третьей – на земле. Сидит он в позе, хорошо известной отшельникам позднейшей Индии: ноги его прижаты к телу, пятки соприкасаются. Тело бога обнажено, если не считать многочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий, прическа у него необычная: из его головы как бы вырастают два рога, между ними стоит нечто вроде деревца. На самой большой печати его окружают четыре диких животных: слон, тигр, носорог и буйвол. Под его сиденьем два оленя, как на изображениях Будды, произносящего первую проповедь в Оленьем парке в Варанаси. Его лицу придано свирепое выражение, справа и слева от его головы видны небольшие выступы; по предположению Джона Маршалла, они изображают второе и третье лица. Маршалл назвал это божество «Прото-Шива», и это название стало общепринятым.
Животные играли важную роль в религии народа Индской долины. Хотя не обязательно все животные, изображенные на печатях, были священными. Кроме того жители хараппских поселений поклонялись огню и воде.
Таким образом, протоиндийские космографические и мифологические представления в измененном виде вошли в религиозные системы Индии – индуизм, буддизм, джайнизм.
Рекомендуем также:
Значение Владимирского собора в истории страны и Церкви
Нестеров писал А. Бенуа 17 сентября 1896 года «В минувшем августе нам пришлось пережить памятные дни киевских праздников. 20 августа совершилось освящение Владимирского собора. Накануне была первая всенощная в соборе, всенощная, о которой ...
Пятновая графика, силуэт
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне.
Не многие х ...
Театрально-музыкальная культура
Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр ...