Сайт о культуре и искусстве

Религия

Другое » Хараппская культура » Религия

О религиозных представлениях носителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальной культуры. Некоторые исследователи склоны принимать огромное здание, частично раскопанное в Мохенджо-Даро (здесь был обнаружен знаменитый стеатитовый бюст бородатого жреца), за храм. К комплексу примыкает бассейн, построенный из обожженного кирпича. Находки множества терракотовых статуэток женщин, возможно, указывают на культ богини-матери, широко распространенной у других народов древности. Наряду с упомянутыми фигурками, которые, возможно, изображают божества, найдено также несколько статуэток обнаженных мужчин с бородой и вьющимися волосами. Торс их напряженно выпрямлен, ноги слегка раздвинуты, руки не касаются тела и вытянуты вдоль его. Эта поза очень напоминает положение тела, которое джайны называют «кайотсарга»; в этой позе в позднейшие времена часто изображают аскетов в состоянии медитации. Найдена также терракотовая маска рогатого божества.

Наиболее примечательным божеством хараппской культуры является рогатый бог, фигурирующий на печатях. Он изображен на трех печатях; на двух он сидит на троне или небольшом возвышении, на третьей – на земле. Сидит он в позе, хорошо известной отшельникам позднейшей Индии: ноги его прижаты к телу, пятки соприкасаются. Тело бога обнажено, если не считать многочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий, прическа у него необычная: из его головы как бы вырастают два рога, между ними стоит нечто вроде деревца. На самой большой печати его окружают четыре диких животных: слон, тигр, носорог и буйвол. Под его сиденьем два оленя, как на изображениях Будды, произносящего первую проповедь в Оленьем парке в Варанаси. Его лицу придано свирепое выражение, справа и слева от его головы видны небольшие выступы; по предположению Джона Маршалла, они изображают второе и третье лица. Маршалл назвал это божество «Прото-Шива», и это название стало общепринятым.

Животные играли важную роль в религии народа Индской долины. Хотя не обязательно все животные, изображенные на печатях, были священными. Кроме того жители хараппских поселений поклонялись огню и воде.

Таким образом, протоиндийские космографические и мифологические представления в измененном виде вошли в религиозные системы Индии – индуизм, буддизм, джайнизм.

Рекомендуем также:

Творческий путь Иоакима Георгиевича
С юношеских лет, в деятельности И.Г. Шароева органично слились музыка и режиссура, определив в дальнейшем все его творчество. После окончания ГИТИСа Иоаким Шароев работал режиссером в Татарском оперном театре, а в 1954 был принят в Больш ...

Назначение храма. Устройство
Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Госпо ...

Что оставили нам Боги Древнего Египта
искусство египет архитектура религия Пока сбираешь и позже перечитываешь рассказы о мифах, кажется, что эта древнейшая цивилизация уже понята и разгадана современным человеком. Но в действительности, чем больше мы узнаем о ней, тем яснее ...