Задачи режиссёра, воплощённые в фильме
Главной задачей своего творчества А. Тарковский считал, создание своего, индивидуального потока времени, передачи в кадре ощущения его движения, его бега. В фильме "Сталкер" это индивидуальное движение и бег времени, безусловно, прослеживаются. Он создал какой - то особый мир. И своё особое отношение к нему. В рассматриваемых нами сценах есть и нежность Сталкера к своей семье и в то же время хладнокровное предательство её. Понятно, что в первой сцене он уходит туда, куда не хочет отпускать его жена. А позже зритель узнает, что она просила не оставлять её и дочь и Сталкер обещал. Но снова не сдержал слово и ушёл в Зону, которую он считает своим домом. В последней сцене прочитывается тотальная безысходность жизни. Молоденькая девочка, наполненная страданиями. И это вновь подтверждает семейную драму.
Тема нашей работы "Ритм, как ощущение внутреннего движения в кинематографе". В предлагаемых нами сценах фильма "Сталкер" есть и движение и ритм. Внутрикадровое движение, о котором так много писал режиссёр, создаётся и движением камерой и стуком колёс и передвижением предметов, и звуками, доносящимися до зрителя, и ритмом стихов. Немало важна актёрская наполненность сцены. Кажется, что всё вокруг движется. Даже дом, главного героя, как будто постоянно в движении, из-за проходящей рядом железнодорожной линии.
Как говорил сам А. Тарковский "Ритм в кино передается через видимую, фиксируемую жизнь предмета в кадре. Так по вздрагиванию камыша можно определить характер течения реки, его напор. Точно так же о движении времени сообщает сам жизненный процесс, его текучесть, воспроизведенная в кадре". Так и в разобранных сценах по вибрациям, по движению можно предугадать характер происходящих событий. Состояние героев, их жизненную ситуацию. В сценах задан довольно не быстрый ритм, но он наполнен внутренним напряжением и движением, что создаёт особую атмосферу и глубокий философский смысл.
Посмотрев фильм "Сталкер" остаётся много вопросов и возникает желание пересмотреть его вновь. Видимо это и есть та самая необъяснимая магия кинематографа А. Тарковского. Его индивидуальный поток времени.
Изучая теорию создания экранного произведения, мы применяем полученные знания на практике. Как известно, правила можно нарушать, но лишь зная их. В современном кино существуют свои законы, жанры, изобразительные приёмы. Изучая кинематографический ритм и темп классического кино, сопоставляя теорию классиков с современным кинематографом, я пришла к таким выводам: если режиссёр планирует снять кино для массового зрителя, ему нужно попасть в темп нашей сегодняшней жизни (а он, как известно, сейчас быстрый); при желании снять кино элитарное, режиссёр должен, напротив, замедлить темп. Это искусство контрастов: кино как антипод нашей реальности (пример тому - длинные планы Тарковского, неспешное повествование). Причём я совершенно уверена, что коммерческий фильм в 21 веке стоит подгонять под темп жизни, даже если режиссёр надумал показать эпоху Возрождения. Залог успеха, кассовые сборы зависят от банальной причины - темпа. Или фильм попадает в струю современности или не попадает. В последнем случае это будет кино для избранных. Я проанализировала многие работы, и лишний раз пришла к уверенности относительно роли темпа. Быстрый темп "правит балом" во всех фильмах массового проката, вне зависимости от изображаемой эпохи (темп речи актёров, темп смены планов, динамичное движение камеры и прочее). Каждый режиссёр сам решает, каким будет время в его фильме: неспешным, глубоким, расширяющимся, как у Тарковского, Эйзенштейна, или быстрым, под стать современной жизни, как, например, у Балабанова и Бекмамбетова. Время в жизни - это темп в фильме. Что делает с человеком время, как оно влияет на него, разрушает, разлагает, меняет, облагораживает, убивает, возвеличивает, делает подобным себе - всё это во власти режиссёра, который изберёт свой ритм, сделав его сердцем фильма. Ритм - именно сердце фильма, бьющееся на своей частоте.
Рекомендуем также:
Прахов Адриан Викторович
Главным действующим лицом во Владимирском соборе становится Адриан Викторович Прахов. Личность неординарная, многогранная. По одарённости и размаху Прахов не уступает столь «раскрученному» в наши дни Сергею Дягилеву. Но имя Прахова далеко ...
Философия культуры раннего славянофильства
Взгляды на культуру представителей классической немецкой философии и немецкого романтизма оказали большое влияние на русскую общественную мысль первой половины XIX в. В 1823 г. в России возникло Общество любомудрия. После восстания декабр ...
Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...