Сайт о культуре и искусстве

Возникновение и понятие культуры

Другое » Культура: многообразие философских и научных подходов и его причины » Возникновение и понятие культуры

Страница 2

Позиция Руссо во многом определила истолкование культуры в немецкой классической философии. Вслед за Руссо представители классической немецкой философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель) видели наличие в культуре таких элементов, которые препятствуют свободному развитию человека. Поэтому для них культура − это развитие духа человека и область его духовной свободы. Иначе говоря, область культуры ограничивалась формами духовного саморазвития общества и человека. Эта ограниченность была преодолена в марксизме, истолковавшем культуру как сферу практической деятельности человека, а также совокупность результатов этой деятельности.

Последующее развитие взглядов на культуру связано, прежде всего, с критикой эволюционистских представлений. Возникают различные варианты концепции "локальных культур" (О. Шпенглер, А. Тойнби). К изучению культуры начинают применяться методы философского структурализма, психоанализа, феноменологии и др.

Вернемся к рассмотрению смысла понятия "культура". Как мы видели, принципиально важное значение имеет понимание культуры в качестве совокупности процессов, радикально отличающихся от природных (естественных). Имеет место весьма существенное противопоставление природного и культурного, естественного и искусственного. В этом смысле культура "неестественна" – она искусственна, поскольку процессы в сфере культуры не происходят стихийно, "caMifrio себе", автоматически. Они требуют постоянно воспроизводящегося человеческого усилия, и культура не может быть рассмотрена изолированно от человеческой деятельности.

Поэтому культура – это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности. Или, иначе говоря, культура может быть охарактеризована как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, принципиально отличающейся от биологических форм жизни. Следовательно, культура неразрывно связана с тем, что несколько возвышенно называется "человеческим в человеке" и что отличает человека от всех прочих живых существ. Возвышение над биологическими формами жизнедеятельности означает переход от менее сложной к более сложной форме организаций, преодоление "природного хаоса". Культура – это процесс усложнения, возвышения. Именно в этом смысле она "неестественна".

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Творчество Андрея Рублева
Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века. Творчество Рублева сложилось н ...

Жизненный путь А.В. Прахова
Родился Адриан Викторович Прахов 4 марта 1846 года в г.Мстиславле Могилевской губернии. Немного позднее семья переехала в Петербург, где дети Праховых, Адриан и Мстислав, получили хорошее образование, закончив сначала классическую гимнази ...

Балет эпохи романтизма
Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, ...