Сайт о культуре и искусстве

Возникновение и понятие культуры

Другое » Культура: многообразие философских и научных подходов и его причины » Возникновение и понятие культуры

Страница 1

Культурология − наука о культуре. Базовый термин слово «культура» появилась в латинском языке, восходит к латинскому cultura и находится в оппозиции к термину natura – природа. Это понятие первоначально обозначало «возделывания», «культивирования» почвы человеком (в отличие от тех ее изменений, которые вызываются естественными причинами). Важно подчеркнуть, что уже с самого начала слово «культура» имело смысловой оттенок «почитания», «поклонения», т.е. некоторого «культа».

Прежде всего, обратимся к анализу самого понятия культуры. Это понятие используется многими науками. Различные стороны культуры являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, искусствоведения, этики, религиоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из конкретных наук культура истолковывается по-разному. Отсюда – огромный разброс определений культуры. В западной литературе было подсчитано, что имеется более 257 определений этого понятия. Более того, существующие определения очень часто противоречат друг другу или, по крайней мере, не вполне согласуются между собой. Разброс определений понятия культуры вызван многими причинами, главнейшие из которых таковы:

Во-первых, это вызвано специфическими интересами каждой конкретной науки.

Во-вторых, разброс определений обусловлен разнообразием мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки.

В-третьих (и это, пожалуй, самое главное), множество определений объясняется сложностью, динамизмом, многоуровневым характером самого феномена культуры.

Понятие "культура" прошло довольно длительный путь исторического развития.

Термин «культура» употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработки чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого на латинском звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но и еще особое душевное отношение к ней почитания, может быть, даже поклонения.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) начал применять это слово к той стороне человеческого бытия, которую мы сейчас называем "духовностью". Соответственно философия для него была культурой духа и ума, предполагающей поклонение духовной стороне человеческой личности. Поэтому "культура" становится термином для обозначения воспитания и личного совершенствования человека, его "возделывания", наделяющего его способностями для выполнения общественных обязанностей.

В эпоху средневековья, как считали многие исследователи, слово «культ» употреблялось чаще слова «культура». Имелось в виду одухотворение человеком посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу.

В эпоху Возрождения, перенесший акцент с Бога на человека, происходит восстановление основных черт античного понимания культуры. Культура истолковывается в качестве средства духовного раскрепощения человека и его всестороннего развития.

Культура становиться предметом специального изучения только в Новое время. Считается, что впервые в качестве самостоятельного понятия она была рассмотрена в сочинениях немецкого просветителя, юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлена природному, или естественному состоянию человека. Этот смысл чего-то неприродного, чего-то развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день в понятии «культура». Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы. Ее чаще в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. Рождение понятие «культура» не случайно совпало во времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе.

В эпоху Просвещения центр тяжести при рассмотрении культуры переноситься на человеческий разум. Это и не удивительно: ведь в массе своей жизни люди перестают жить в соответствии с ритмами природы, соотнося свою жизнь с новыми, искусственными ритмами городской жизни. Вследствие этого и формируется и новый человеческий тип – личности самостоятельная, деятельная. Именно поэтому культ разума образует в эту эпоху смысловое ядро понимания культуры. Именно поэтому культ разума образует в эту эпоху смысловое ядро понимания культуры. Определенной самокритикой такого понимания взаимосвязи разума и культуры явилась философия Жан-Жака Руссо (1712-1778), который не обольщался прогрессом культуры, сопровождаемым, по его мнению, упадком нравов, и противопоставлял развращенному цивилизованному человеку простоту и чистоту нравов некоторого вымышленного «доброго дикаря».

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Характеристика эпохи
Повседневная жизнь тесно связана с окружающим человека миром и происходящими в нём событиями; во многом быт является отражением и иногда даже реакцией на эти события. Поэтому прежде, чем приступить к исследованию данной темы, необходимо с ...

Театр Русской цивилизации в киевский период
Театр - один из важнейших видов современного русского искусства, и говорят даже, что русские имеют врожденные способности к сцене. Однако театр, в современном смысле, появился в России только в конце семнадцатого века. В московский период ...

Морской канал
От Большого каскада к Финскому заливу пролегла прямая лента Морского канала. Она прорезает весь парк с юга на север, соединяя Большой дворец с морем. Широкая светлая гладь воды окаймлена гранитными розовато-серыми стенками и нежно-зеленым ...