Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая
Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.
Учение:
1. Как возможно совершенное государство?
2. Как возможно совершенное общество?
3. Как воспитать совершенного человека?
Для К. важны 5 «постоянств»:
· Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)
Как возможно совершенное общество?
Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».
Как воспитать совершенного человека?
Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.
Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).
Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.
Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.
II в. до н.э.: характер государственной идеологии.
Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.
Влияние:
· Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.
· Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.
· Гос-во-верховный религиозный институт
· Обожествление императора
· Сын Неба – высший жрец и совершенство
· Воля императора – закон
· Торжественные обряды поклонения Небу
· Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.
· Раболепие и покорность подданных
· Растет разрыв между подданными и чиновным сословием
· Обожествление Конфуция
После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.
Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.
Рекомендуем также:
Исторические предпосылки и условия становления народных художественных
ремёсел русского населения
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в пе ...
Споры о первооткрытии импрессионизма
В пору зрелости импрессионизма (70-е – 1-я пол. 80-х гг.) его представляли Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Мане, Эдгар Дегаи некоторые другие художники, объединившие ...
Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.
Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах дл ...