Сайт о культуре и искусстве

Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая

Другое » Основы культурологии » Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Учение:

1. Как возможно совершенное государство?

2. Как возможно совершенное общество?

3. Как воспитать совершенного человека?

Для К. важны 5 «постоянств»:

· Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)

Как возможно совершенное общество?

Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».

Как воспитать совершенного человека?

Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.

Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).

Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.

Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.

II в. до н.э.: характер государственной идеологии.

Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.

Влияние:

· Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.

· Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.

· Гос-во-верховный религиозный институт

· Обожествление императора

· Сын Неба – высший жрец и совершенство

· Воля императора – закон

· Торжественные обряды поклонения Небу

· Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.

· Раболепие и покорность подданных

· Растет разрыв между подданными и чиновным сословием

· Обожествление Конфуция

После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.

Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.

Рекомендуем также: