Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XIX в

Другое » Европейская культура XIX в

Страница 6

Несмотря на все несомненные достоинства, живопись импрессионистов отражала окружающую действительность как мир мимолетных явлений. Мастерски передавая ощущение изменчивого движения, оптические эффекты восприятия, художники выпускали из виду то устойчивое и сохраняющееся, что составляет сущность предметов и явлений. Не случайно последующее развитие живописи, прежде всего в форме постимпрессионизма, было связано с преодолением этого недостатка. баня на дровах адреса в Саратове

У постимпрессионистов (П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) не было единой эстетической концепции. Практически каждый из них выработал свой неповторимый художественный стиль. Их роднило не свойственное импрессионистам стремление через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Впечатление становилось не целью, а средством донесения художником какого-то обостренного переживания, философской мысли (Ван-Гог «Ночное кафе в Арле»). П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек «реабилитировали» резкую контурную линию и контрастные насыщенные цвета.

Поля Сезанна (1839–1906) волновала не мимолетная преходящая действительность, а сущность и структурная определенность предметов. Он первый стал изображать в цвете геометрические формы: шары, конусы, цилиндры. Отдавая дань зрительным впечатлениям, он в то же время ценил вдумчивую рациональность, стройность композиции, равновесие и простоту классического искусства. Его работам свойственна статичность. Живописцу удалось создать ощущение объема и глубины изображаемого на плоскости. Сезанн допускал стилизацию предметов, соединял на одном холсте несколько ракурсов, использовал элементы обратной перспективы («Персики и груши»). Рисунок, форма и колорит слились у Сезанна в единое целое («Горы в Провансе», «Пьеро и Арлекин»).

Желание передать всю полноту видимого мира, отказавшись от поверхностной имитации, определило своеобразие творческой манеры Винсента Ван-Гога (1853–1890). Его картины пронизаны восторгом перед красотой природы («Пейзаж в Овере после дождя», «Ирисы», «Подсолнухи») и одновременно чувством глубокой скорби, вызванным тяготами жизни простого человека («Едоки картофеля»), недостатком любви и взаимопонимания между людьми. Главным живописным средством выражения чувств и мыслей художника был цвет. В качестве примера можно привести слова Ван-Гога о картине «Ночное кафе в Арле»: «Я пытаюсь выразить, что кафе – это место, где можно сойти с ума и совершить преступление.

Я стремлюсь этого достигнуть, противопоставляя мягкому розовому кроваво-красный и нежно-зеленому – кричаще-желтый тон». Он – предшественник экспрессионизма.

Если у Ван-Гога краски психологичны, то у Поля Гогена (1848–1903) они декоративны. В своих философичных работах художник использовал широкие, полнозвучные цветовые плоскости с ясными контурами. Изображения на его картинах все больше лишаются объемности, теряя воздушную перспективу («Женщина, держащая плод», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»).

Постимпрессионизм был переходным художественным течением. Внутри него зародились зачатки многих художественных стилей XX в. Ван-Гог и Тулуз-Лотрек оказали влияние на символистов и экспрессионистов. Художественные принципы Гогена способствовали становлению модерна и фовизма. Сезанна считали своим идейным отцом кубисты.

Символизм. Это художественное направление, возникшее в начале 1870-х гг. (первоначально в литературе) под влиянием философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, было духовно связано с романтизмом. Символистам, как и представителям романтизма, было свойственно чувство разочарования в окружающем мире, отрицательное отношение к мелко-жизненной повседневности. Но в отличие от романтиков они стремились прорваться в трансцендентный мир с иными пространственно-временными измерениями, открываемыми наитием, эстетической интуицией. Для этого им был нужен символический «мост» между потусторонней высшей реальностью и глубинами человеческого духа.

Эстетическая программа символистов противостояла искусству реализма. Реалисты верили, что существующий мир доступен человеку и постижим выработанными средствами познания, а для символистов сущее было великой тайной, которую никогда нельзя познать до конца; искусство приоткрывает эту тайну особым образом.

Инструментом проникновения в потустороннее, неведомое представители этого направления считали символ – условный знак, знамение иной реальности, с помощью которого посвященный индивид может узреть отблески ее таинственных явлений. «Подобно солнечному лучу, символ прорезывает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждом плане иные сущности, исполняет в каждой сфере иное назначение», – писал русский символист Вяч. Иванов. Такое понимание символа объясняет многозначительность художественных образов, философскую загадочность языка символистов: поэтов Р.-М. Рильке, Э. Верхарна, художников П. де Шаванна, Г. Моро и др. Своеобразие их произведений обусловлено противоречием между богатством духовного мира личности и ограниченностью имеющихся в культуре способов творческой самореализации, их неспособностью адекватно выразить внутренний опыт. Невозможность передать исчерпавшими себя методами неисследованные духовные богатства, сложный мир личности подталкивала к поиску иных средств. Таковыми явились символы, которые использовались художниками для выявления непостигаемых эмпирическим путем «метафизических связей» вещей и для осуществления корреспондирования между невидимыми идеальными мирами: объективным и субъективным. Они хотели вызвать у зрителей ассоциации интуитивного проникновения в таинственную, скрытую от обыденного взора сверхреальность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Символика древнего Египта
Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и во ...

Фольклор Киевской Руси
Язык - это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением - семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой - родом, племенем, нацией. В обществе язык выполняет ...

Фанк
«Фанк» появился в черных гетто Америки и практически возвращал к временам «зут», когда одежда становилась главным признаком преуспевания для черной молодежи. В основу «фанка» был положен уличный имидж «сутенера» в криминальных «черных» ра ...