Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XIX в

Другое » Европейская культура XIX в

Страница 1

XIX в. знаменует новый этап культурного развития Западной Европы, связанный с полной победой капиталистического строя и утверждением системы ценностей буржуазной цивилизации в наиболее развитых странах. На первых порах промышленный переворот и буржуазные революции обернулись господством авантюрного капитализма, который породил многочисленные войны, политику колонизации, превратил огромное число мелких собственников (прежде всего, крестьян) в эксплуатируемых наемных работников. Идеи Просвещения и Великой французской революции (свобода, равенство, братство), которые по-прежнему вдохновляли демократические слои, не были реализованы на практике. Осмысление и преодоление разрыва между идеалами и действительностью стало стимулом социокультурного развития общества в XIX в.

Промышленная революция и формирование индустриального общества привели к интенсивному развитию машинного производства, которое изменило характер труда. Для непосредственных производителей он становился все более интенсивным, монотонным, узкоспециализированным. В результате рабочий превращался в придаток машины, переставал видеть процесс производства в его целостности, не мог полноценно реализовать себя в трудовой деятельности. Работая на больших фабриках, где владельцев интересовал только конечный продукт производства, человек не мог рассчитывать на признание своей личности и полноценную жизнедеятельность. «Жизнь становится вообще тесной, трудной и хлопотливой. Понятия праздника, отдыха, досуга почти исчезают из обихода громадного большинства людей. Дело, заработок, вопросы материального существования выдвигаются на первое место в разговорах и помыслах» (Р. Ю. Виппер). Ситуация была несколько иной там, где локализовались хозяйственно-экономические уклады социально-партнерского капитализма.

С укреплением капитализма (господствующего типа) не наступил ожидаемый всеобщий мир. Французская революция выступила с освободительными лозунгами, однако впоследствии империя Наполеона, проводя политику экспансии, перечеркнула идеалы свободы. Многие европейские политики, мыслители, литераторы противопоставили великодержавному космополитизму идею борьбы за национальную независимость. Они считали, что только через создание сильного национального государства возможно реализация интересов народа. Но на деле с угнетением большей части населения в ставших независимыми государствах не было покончено.

Промышленная революция, успехи медицины привели в XIX в. к приросту населения. Ширились урбанизация и колонизация. Резкий приток населения в новые промышленные центры породил массу социальных проблем. Их решение порой принимало уродливые формы. К примеру, в городах Англии строились работные дома (дома для бедных), которые больше напоминали тюрьмы. Что же касается колонизации, то ее масштабы были поистине огромны. К началу XX в. европейцы заняли, заселили и захватили огромную часть территории планеты.

Глубокое противоречие между идеалом и реальностью вызвало чрезвычайно критическое отношение к современности у многих ученых, писателей, деятелей искусства. В своем творчестве они отстаивали гуманистические принципы, пытались изменить духовную атмосферу общества, оказывая тем самым мощное воздействие на прогрессивное развитие европейской культуры. Многие передовые общественные деятели и политэкономы хотели улучшить сложившуюся социально-экономическую ситуацию путем совершенствования капиталистических отношений.

При этом либералы (Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо) считали, что только личная предприимчивость, свободная конкуренция, уменьшение вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь принесут всеобщее благо. Радикалы (со второй половины XIX в. ведущую роль среди них играли марксисты) настаивали на необходимости коренной ломки капиталистического строя и создании коммунистического общества. Социал-демократы (Р. Оуэн, П.-Ж. Прудон, Э. Бернштейн) выступали за эволюционную трансформацию капитализма в общество «индустриальной демократии».

Рабочие осознавали необходимость защиты своих прав на достойную Жизнь. XIX в. прошел в борьбе пролетариата за социальную справедливость. Все большее значение приобретали не стихийные, а организованные массовые формы социального протеста, направляемые объединениями профсоюзов (возникли в конце XVIII в. в Англии) и международным союзом рабочих – Интернационалом (основали К. Маркс и Ф. Энгельс в 1864 г.).

В результате борьбы разных слоев общества за свои права к концу века в ведущих странах Европы произошли демократические сдвиги: сложилось равенство людей перед законом (пока еще со значительными ограничениями для женщин), было введено всеобщее избирательное право; сократился рабочий день; увеличилась зарплата. Однако эти прогрессивные изменения уживались с вопиющим материальным неравенством, эксплуатацией, отчуждением огромных масс людей от собственности и многих благ развитой культуры и цивилизации, другими пороками авантюрного капитализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Символика цвета в немецком языке
Как уже было сказано цвета национальны. Цветовая символика у разных народов может не совпадать, так как каждый народ по-своему соотносит определенный цвет с той или иной ситуацией. На протяжении столетий символика цвета у немцев сохраняла ...

Изобразительное решение фильма
Вся оригинальность фильма заключается в средствах изображения сценария. В этом фильме рассуждение над пространством и временем происходит с помощью самого пространства и времени, то есть, огромное количество кинематографических приёмов и ...

Культ мужского и женского начал в Древнем Китае
Загадка плодородия, таинство рождения занимали умы людей еще с эпохи первобытности. Стимуляция плодородия и размножения как самого человека, так и средств его существования (животных и растений) была едва ли не важнейшим из сознательных д ...