Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XIX в

Другое » Европейская культура XIX в

Страница 3

Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подводило общественное сознание к идее уважения прав и свобод индивида, его человеческого достоинства, призванной стать естественным регулятивом социального поведения.

Критический взгляд на современности сочетался в искусстве XIX в. с верой в грядущее торжество справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто делая при этом акцент на роли индивидуального начала и эмоциональной стороны его духовной жизни. Искусство интересовали общественная, частная жизнь, природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников.

Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).

Романтизм. Это идейно-художественное движение, расцвет которого пришелся на первую половину XIX в., отразило неудовлетворенность радикально настроенных слоев общества буржуазной действительностью. Романтики чувствовали, что капиталистический способ производства формирует «частичного» человека, у которого утрачивается интегральное мировосприятие и целостность личности. Они восставали также против утилитаризма, сквозь призму которого смотрел на мир обыватель-буржуа, против однообразия обыденной жизни, уводившей, по их мнению, человека от его подлинного бытия. Обывателю романтики противопоставили образ художника-творца, яркой и до конца не постигаемой индивидуальности. Герои их произведений – незаурядные личности, бунтари, презирающие условности и догмы общества. В их сердцах кипят сильные страсти, они действуют, как правило, в необычной обстановке. Романтики отстаивали идею универсальности, многоплановости человека, воспевали достоинство личности, абсолютизируя при этом ее субъективность и уникальность.

Главная ценность для романтиков – свобода, но достичь ее, с их точки зрения, можно только во внутреннем мире личности. Поэтические строки Шиллера выражают сущность романтического видения мира:

Нет на карте той страны счастливой, Где цветет златой свободы цвет. Зим не знают, зеленеют нивы, Вечно свеж и молод человек. Заключись в святом уединеньи, В мире сердца, чуждом суеты. Красота цветет лишь в песнопенье, А свобода – в области мечты.

Романтизм не был однородным художественным стилем. В нем можно выделить революционно-демократическое течение (поэты Д. Байрон, П. Шелли, прозаик В. Гюго, художник Э. Делакруа), для которого характерна героика протеста, а часто и прямой призыв к борьбе за свободу. Однако у ряда романтиков (прежде всего, немецких) преобладало неверие в возможность переустройства общества и связанное с этим стремление создать особое эстетически возвышенное измерение сущего, ускользнуть от реальности в далекое прошлое или будущее, в мир идеализированной природы, мифов или собственных фантастических образов (писатель Э. Гофман, поэт И. Гёльдерлин, художники К. Фридрих, Ф. Рунге).

Эмоционально-индивидуалистическое, субъективистское видение мира, характерное для романтизма, являлось антиподом рационалистическому мировоззрению. Поэтому неудивительно, что художественное творчество романтиков развертывалось в борьбе с эстетическими принципами представителей неоклассицизма.

Романтизм как художественное направление складывался в конце XVIII – первой половине XIX в., прежде всего, в литературе (У. Блейк, И. Шиллер, Ф. Гёльдерлин, Э. Гофман, Г. фон Клейст, Л. Тик, Д. Байрон, В. Гюго, Э. По).

Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, они создавали новые литературные жанры (романтическая драма, поэма, стиравшая границы эпоса и лирики, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Романтики, проявляя неподдельный интерес к фольклору, подняли его образцы на уровень высокой культуры, создав первые сборники обработанных народных песен и сказок (братья Я. и В. Гримм). Для их произведений характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии и гротеска, идеализация образов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире
На рубеже 19–20 вв. в русском искусстве воцарилась эпоха модерна, появился режиссерский театр. Тип зрелищного многоактного спектакля с пантомимными сценами и каноническими формами классического танца устарел. Чтобы соответствовать эстетич ...

Погружение в цифровое пространство или что такое кибердизайн
Но время не стоит на месте. С бурным развитием компьютерных технологий произошла техническая революция и в фотомонтаже. Сегодня уже никого не удивляет,что наряду с традиционной химической фотографией о себе полноправно заявляет и цифровая ...

Эпоха "Труса"
Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Кажд ...