Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XIX в

Другое » Европейская культура XIX в

Страница 3

Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подводило общественное сознание к идее уважения прав и свобод индивида, его человеческого достоинства, призванной стать естественным регулятивом социального поведения.

Критический взгляд на современности сочетался в искусстве XIX в. с верой в грядущее торжество справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто делая при этом акцент на роли индивидуального начала и эмоциональной стороны его духовной жизни. Искусство интересовали общественная, частная жизнь, природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников.

Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).

Романтизм. Это идейно-художественное движение, расцвет которого пришелся на первую половину XIX в., отразило неудовлетворенность радикально настроенных слоев общества буржуазной действительностью. Романтики чувствовали, что капиталистический способ производства формирует «частичного» человека, у которого утрачивается интегральное мировосприятие и целостность личности. Они восставали также против утилитаризма, сквозь призму которого смотрел на мир обыватель-буржуа, против однообразия обыденной жизни, уводившей, по их мнению, человека от его подлинного бытия. Обывателю романтики противопоставили образ художника-творца, яркой и до конца не постигаемой индивидуальности. Герои их произведений – незаурядные личности, бунтари, презирающие условности и догмы общества. В их сердцах кипят сильные страсти, они действуют, как правило, в необычной обстановке. Романтики отстаивали идею универсальности, многоплановости человека, воспевали достоинство личности, абсолютизируя при этом ее субъективность и уникальность.

Главная ценность для романтиков – свобода, но достичь ее, с их точки зрения, можно только во внутреннем мире личности. Поэтические строки Шиллера выражают сущность романтического видения мира:

Нет на карте той страны счастливой, Где цветет златой свободы цвет. Зим не знают, зеленеют нивы, Вечно свеж и молод человек. Заключись в святом уединеньи, В мире сердца, чуждом суеты. Красота цветет лишь в песнопенье, А свобода – в области мечты.

Романтизм не был однородным художественным стилем. В нем можно выделить революционно-демократическое течение (поэты Д. Байрон, П. Шелли, прозаик В. Гюго, художник Э. Делакруа), для которого характерна героика протеста, а часто и прямой призыв к борьбе за свободу. Однако у ряда романтиков (прежде всего, немецких) преобладало неверие в возможность переустройства общества и связанное с этим стремление создать особое эстетически возвышенное измерение сущего, ускользнуть от реальности в далекое прошлое или будущее, в мир идеализированной природы, мифов или собственных фантастических образов (писатель Э. Гофман, поэт И. Гёльдерлин, художники К. Фридрих, Ф. Рунге).

Эмоционально-индивидуалистическое, субъективистское видение мира, характерное для романтизма, являлось антиподом рационалистическому мировоззрению. Поэтому неудивительно, что художественное творчество романтиков развертывалось в борьбе с эстетическими принципами представителей неоклассицизма.

Романтизм как художественное направление складывался в конце XVIII – первой половине XIX в., прежде всего, в литературе (У. Блейк, И. Шиллер, Ф. Гёльдерлин, Э. Гофман, Г. фон Клейст, Л. Тик, Д. Байрон, В. Гюго, Э. По).

Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, они создавали новые литературные жанры (романтическая драма, поэма, стиравшая границы эпоса и лирики, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Романтики, проявляя неподдельный интерес к фольклору, подняли его образцы на уровень высокой культуры, создав первые сборники обработанных народных песен и сказок (братья Я. и В. Гримм). Для их произведений характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии и гротеска, идеализация образов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Преображенская церковь
Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня. «Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные ...

Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздни ...