Европейская культура XIX в
Принципы реализма нашли воплощение в живописи Жана Франсуа Милле, Гюстава Курбе, Оноре Домье, Гюстава Доре и др. Интерес живописцев-реалистов к современной жизни выразился в изображении жанровых сцен, повседневных дел человека с максимальным правдоподобием. Героями их часто становились люди труда. Целям объективного отражения мира служили и специфические живописные приемы: объемное изображение, центральная и воздушная перспектива, естественная расстановка фигур (Г. Курбе «Мастерская художника»), четкий контур рисунка и подчеркнутый ритм фигур (Ж. Ф. Милле «Сборщицы колосьев»). Выразительнность изображаемого порой достигалась контрастом создаваемых образов (Э. Симоне «Вскрытие»). Для полотен реалистов характерна критическая заостренность сюжетов (О. Домье «Улица Транс- нонен», Г. Доре «Интернациональный пунш»).
Реализм затронул также и музыкальное искусство, прежде всего оперное. Для его наиболее ярких представителей были характерны обращение к сюжетам, раскрывающим столкновение личностей с непредвиденными обстоятельствами, выведение образов героев из «гущи» реальной жизни, доходчивость музыкального языка, использование народных песенных мелодий (Ж. Визе «Кармен», Дж. Верди «Травиата», «Отелло»).
Представители критического реализма гармонично сочетали в своем творчестве эмоции и разум, субъективное и объективное, индивидуальное и типичное. Они не обходили стороной жизненные драмы, но продолжали верить в лучшее будущее человечества, считая, что люди могут и должны выстраивать свою жизнь на принципах человеколюбия, творить добро, искоренять пороки, стремиться к гармоничному удовлетворению материальных и духовных потребностей. Основной заслугой критического реализма XIX в. признано исследование возможностей гуманизации общества с учетом воздействия на личность социальной среды, разносторонней практики.
Импрессионизм. Название этому течению, проявившему себя главным образом в живописи, дала картина Клода Моле «Впечатление. Восход солнца» («Impression»), выставленная в парижском фотоателье в 1874 г. В дальнейшем импрессионистами стали именовать всю группу участвовавших в независимых выставках, оппозиционно настроенных к эстетическим идеалам академического искусства художников (К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега, Ж. Сёра, А. Сислей и др.). Родоначальником импрессионизма считается Эдуард Мане («Завтрак на траве», «Олимпия»).
В противоположность художникам-реалистам импрессионисты положили в основу своего творчества принцип уникальности. Мир представлялся им чередой неповторимых мгновений, а человек воспринимался как неустойчивое, непредсказуемое существо. Изобразить прелесть мимолетных состояний природы, социального бытия, передать изменчивые настроения – то, к чему стремились импрессионисты.
Решая эту задачу, художники-новаторы совершили настоящую революцию в постижении природы цвета. «Они открыли, что, когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом: скорее, мы видим некую смесь из точек, сливающихся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании» (Э. Гомбрих). Импрессионисты предпочитали чистые яркие краски, которые они наносили на холст раздельными мазками или разноцветными точками (пуантилизм). Второй прием применяли в своих картинах Ж. Сёра и П. Синьяк. Высветлялся колорит, создавалось впечатление воздушности и легкости изображаемого.
Ощущение неустойчивости, непредсказуемости мира исходило от игры световых бликов (О. Ренуар «Мулен-де-ла-Галетт»), вибрации цвета (К. Моне «Скалы в Бёль-Иль»), «растворения» предмета в световоздушной среде (К. Моне «Руанский собор в полдень», «Руанский собор утром»), случайной асимметричной композиции (К. Моне «Бульвар Капуцинок в Париже»), необычного ракурса (Э. Дега «Голубые танцовщицы»).
Творчество импрессионистов не было нацелено на критику социальной действительности. Тем не менее их искусство было демократичным по сути. Оно не имело ничего общего с роскошью и показным лицемерием фарисейской аристократии, обращалось к привычным вещам и ситуациям, любовно воспроизводило тихую прелесть заброшенных уголков сада и шум парижских бульваров. Главная тема художников этого направления – свобода в выборе досуга как дара природы: свобода солнечного дня, когда вольно дышится всей грудью и сердце наполняется весельем; свобода гуляющих, купающихся, сидящих за столиками кафе горожан, сбросивших груз трудовых будней; свобода вольного бурлящего моря и умытых дождем, как бы возрожденных к новой жизни улиц Парижа. Их полотна источали свет и создавали приподнятое, оптимистическое настроение.
Рекомендуем также:
Росписи Владимирского собора как миссионерское служение
«Всякое храмостроительство и храмоукрасительство есть миссионерское служение». Тезис далеко не так бесспорен, как может представиться на первый взгляд. Приведённые выше мнения об академическом стиле, доказывают, что не всегда убранство х ...
Биография И.Г. Шароева
Родился 19 августа 1930 г. в г.Баку. Отец - Шароев Георгий Георгиевич (1890 г.рожд.), профессор, проректор Азербайджанской государственной консерватории, один из создателей профессионального музыкального образования в Азербайджане. Около ...
Балет XIX-го и XX-го веков
– продолжение народных традиций в русском классическом танце
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м – начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века. Этим он обяза ...