Сайт о культуре и искусстве

Большой театр, гостиница «Метрополь»

Другое » Достопримечательности Москвы » Большой театр, гостиница «Метрополь»

Большой театр раньше выглядел иначе: строже, с глухими стенами по фасаду, без боковых окон, с гипсовой квадригой вместо бронзовой, отлитой бароном Клодтом. Прибавьте плац-парад на месте нынешнего сквера перед Большим театром - и предмет гордости обращается в настоящую николаевскую казарму. Судьба распорядилась иначе. Сгоревший (с жертвами) в 1853-м по вине осветителей и восстановленный в 1855-1856 годах Альбертом Кавосом с сохранением фундамента и остатков прежней колоннады, Большой стал выглядеть гораздо пышнее, чем при Бове. Мемориальная доска на фасаде сообщает, что самый грандиозный спектакль, более не повторявшийся, состоялся здесь до декабря 1927 года, когда съезд Советов принял решение об образовании СССР. С 1 июля 2005-го основное здание Большого закрывается на реконструкцию до 2008 года: зрительская зона будет отреставрирована, закулисное пространство полностью изменено, театр получит пять подземных этажей, но внешне не должен измениться. Корпус слева, где теперь дирекция и службы Большого, являлся поначалу зеркальным отражением Малого, перестроенного Бове из жилища купца Баргина на кошт последнего, - но в 1882 году архитектор Бернгард (Борис) Фрейденберг придал ему нынешний облик, а ту часть, где теперь находится вход на станции метро «Театральная» и «Охотный Ряд», в 1935 году перестраивал архитектор Дмитрий Чечулин.

Бове также рассчитывал на площадки, занятые гостиницами «Метрополь» и «Москва» (до 1977 года место последней занимал Гранд-отель, построенный в 1878 году купцом Корзинкиным), но к строительству так и не приступили. На месте будущей гостиницы «Метрополь» купец Челышев в 1838-1840 годах выстроил трехэтажное здание бань, знаменитых по Москве Челышей, - от них сохранились арочные проемы нижнего этажа отеля, созданного в стиле модерн по проектам архитекторов Вильяма Валькота и Льва Кекушева в 1899-1905 годах. Среди прочих отделкой интерьеров занимался Иван Жолтовский; майоликовое панно, выходящее на Театральный проезд, создавалось по огромной картине Врубеля «Принцесса Греза», хранящейся в Третьяковке, эскизы для остальных - «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и т.п. - исполнял Александр Головин; барельеф «Времена года» лепил Николай Андреев, и когда-то он был цветным. Над третьим этажом раньше шла вязью цитата из Ницше, повторенная дважды, над Театральным проездом и над Театральной площадью: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему», но от надписи над проездом сохранились лишь фрагменты, а со стороны площади Ницше заменили полностью:

«Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.И.Ленин».

александровский сад арбат дворец

Рекомендуем также:

Дарума
Дарума – японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии - божество, приносящее счастье. Дарума (Бодайдарума) – японское произношение имени Бодхидхармы (?–528), основателя буддийской ...

Сады классицизма
Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на ...

Предмет культурологии
Культурология, наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностном феномене. О предмете и месте культурология в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Оксфордском сло ...