Сайт о культуре и искусстве

Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Страница 4

Черты Ренессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, что отразилось и на иконописи, и на портретном жанре [17].

XIV - XVI века- это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVI веков стали основой для расцвета декоративно- прикладного искусства в XVII- XVIII веках.

Многочисленные прославленные деятели и мыслители, художники и мастера того времени лишь подтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имели яркое своеобразное развитие.

История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же европейское- в первую очередь итальянское Возрождение стало великой эпохой с заглавной буквы. Обращение к античному наследию выступает важнейшей особенностью эпохи Возрождения. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи.

Возрождение формировалось как отказ от средневековой культуры: отрицание догматизма и схоластики, критическое отношение к церкви и церковным служителям. Многие деятели Возрождения отзывались сурово и свысока о средневековой культуре, ее «неумелой, варварской, грубой манерой».

Вместе с тем, средневековая культура с ее многолетней историей не могла исчезнуть бесследно, она продолжала оказывать влияние на новую культуру, даже когда это и не осознавалось. Предпосылки возникновения эпохи Возрождения тесно связаны со Средневековьем. В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось и в темах, и в сюжетах. Много произведений написано на библейскую и религиозную тематику, немалая часть которых предназначалась для церквей и имела культовое значение.

Анализ основных этапов культуры эпохи Возрождения позволил определить, что во времена зарождения и развития новой формации, в эстетических идеалах человека без труда обнаруживается и трагическое и возвышенное. В начале эпохи возникает идеал прекрасного, гармоничного человека, идеал, который, несмотря на его мимолетность, успели зафиксировать в своих творениях замечательные поэты и художники того времени. Прекрасный человек Высокого Возрождения- это целостный, гармоничный человек в единстве своего духа и чувственности.

Однако, как и все, этот идеал оказывается недолговечным и начинает клониться к упадку. Бывший цельный человек, который умел сочетать собственные интересы с гражданскими, жертвовать личным ради общественного, в Позднем Возрождении перерождается в индивидуалиста, заявляющего устами Лоренцо Валлы: «Моя жизнь- это благо более драгоценное, чем жизнь всей Вселенной».

Эпоха Возрождения по-разному проявлялась в странах Западной Европы, что во многом зависело от экономического, политического и социального положения каждого государства. В искусстве северного Ренессанса, в отличие от итальянского, больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Северное Возрождение- это своеобразный сплав итальянского влияния с самобытными готическими традициями и особенностями национальных культур.

В XIV - XVI веках духовная жизнь Великого княжества Литовского также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Общекультурологическое значение детства
Существует несколько общекультурологических концепций детства. Объектами нашего анализа будут психокультурная теория детства Л. Демоза и типология культур в связи с особенностями детства М.Мид. Создателем "психогенной" теории и ...

Карнавал и маскарад как типы культуры
Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая принципиальная ориентация ...

Сценический метод Генри Ирвинга
Джон Генри Бродрибб (Ирвинг) родился 6 февраля 1838 года в поселке Кейтон Мэндевили. Его отец, Сэмюэл Бродрибб, работал фермером. В пятнадцать лет он поступил в городской Декламационный класс. По вечерам посещал танцкласс и школу фехтован ...