Сайт о культуре и искусстве

Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Страница 2

В эпоху Возрождения значительные изменения произошли и в области литературы. Настоящим деятелем Возрождения в Беларуси является Франциск Скорина. Он добился многого в различных областях человеческого знания и деятельности в лучших традициях великих итальянцев. Он был философом, медиком, первопечатником, языковедом. В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества.

Выдающимися событиями являются создание им типографии в Вильнюсе в 1522 году, выпуск печатных книг на родном языке («Малая подорожная книжка», «Апостол»), а также выпуск в Праге в 1517- 1519 годах «Псалтыря» и 23 отдельных книг Библии на белорусском языке.

Необходимо отметить, что книги были украшены гравюрами высочайшего качества (приложение 25).

Дело, начатое Скориной, вскоре нашло в Беларуси много последователей. Начиная с конца 30- х годов XVI века в большинстве крупных городов (Бресте, Несвиже, Вильне, Слуцке) и некоторых местечках (Забулдове, Лоске, Тяпине) Великого Княжества Литовского возникли типографии. Печатные книги были религиозного и светского характера- учебники, книги по медицине и военному делу, произведения античных авторов и другие.

Заметным литературным явлением была публикация в 1523 году в Кракове поэмы на латинском языке «Песнь о зубре» Николая Гусовского, написанная им по просьбе самого папы римского. В поэме с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны и междуусобицы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий. Он создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Симона Будного, который организовал в Несвиже типографию, где в 1562 году издал на старобелорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет» (приложение 26).

Взгляды Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие, чтобы каждый белорус мог понять Слово Божие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Выдающимися деятелями Возрождения были также магнат Николай Радзивил Чёрный, который открывал по всей стране церкви, школы, типографии, канцлер Астафий Волович, который руководил проведением земельной реформы, так называемой "волочной померы", и готовил самый совершенный свод законов в Европе XVI века - Статут Великого Княжества Литовского.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Баракулабская хроника», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» Старийковского.

Во второй половине XVI века на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Евлашевского [7,84].

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. В архитектурных сооружениях этого времени присутствуют черты ренессанса, но они переплетаются с чертами готического стиля. Таков знаменитый Мирский замок (приложение 27).

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также: