Сайт о культуре и искусстве

Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Страница 3

В1490 году владельцем поселения Мир стал князь Юрий Ильич, который построил на окраине поселения большой замок, представляющий в плане перекошенный прямоугольник, напоминающий квадрат, с крепостными стенами, пятью башнями, со рвами и земляными валами, с дворцом внутри. В середине XVI века внутри замка были построены одноэтажные корпуса с подвалами, в первой половине XVII века их надстроили до трех этажей.

В архитектуре комплекса преобладают черты готики, в дворцовой части встречаются элементы ренессанса. Художественную выразительность замку придает контраст красного и белого. Красный кирпич стен замка живописно сочетается с белыми нишами башен. Такой прием обработки фасадов был широко распространен в белорусском зодчестве (храм- крепость в Сынковичах XV- XVI веков, храм- крепость в Мурованке XVI века).

Большой достопримечательностью архитектуры являются постройки Несвижа. Несвиж был центром культуры того времени. Во второй половине XVI века Несвиж был резиденцией магнатов Радзивилов, и в 1584- 1616 годах при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город. Поодаль был построен и замок владельца со рвом и валом. В 1583 году на месте деревянного укрепления был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони- автор ряда построек в городе.Следовательно, застройка велась с учетом достижений итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI века были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и других городах.

В тесной связи с архитектурой в эпоху Возрождения развивалась живопись и скульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. С XV века появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Портрет в эту пору является довольно обыденным явлением. Правда, в XV веке до середины XVI века живописные портреты делались с королей и великих князей. Во второй половине XVI века круг портретируемых расширился. Парадные однофигурные и парные портреты писались иностранными и магнатскими цеховыми художниками в Вильне, Слуцке, Несвиже и других городах. В литературе эти портреты называются «сарматскими». На них изображался человек по определенной схеме- в парадной одежде, в окружении предметов, которые рассказывали о его занятиях, увлечениях и социальном положении в обществе (портрет Юрия Радзивила второй половины XVI века, портрет Ежи Радзивила, портрет Михаила Борисовича конца XVI- начала XVII века).

Но, наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилование», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская».

Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения.

Громкую славу имели белорусские мастера резьбы по дереву (иконостасы), по металлу (церковная утварь, ювелирные изделия), а также изготовители изразцов. Многие мастера белорусского происхождения работали в Оружейной и Царской палатах, показывая чудеса ювелирного мастерства.

Известны в Европе были и белорусские изразцы, которые использовались для облицовки печей, каминов, а также для внешней облицовки зданий. Так все палаты в Кракове выложены изразцами из Ивенца. Ценили изразцы и из Витебска, из Минска. Изображения на изразцах отвечали последним требованиям времени. Чаще всего изображали людей в модной одежде и в головных уборах. Это были погрудные изображения мужчин и женщин иногда портретного характера, иногда с античными сюжетами. Изображали стилизованные букеты, собранные в вазы, геральдичные композиции, например изображение «Погони», гербы магнатов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Бельгийское ваяние XVIII века
Бельгийская скульптура этого века находилась все еще в руках опытных, искусных, воспитанных долгой традицией мастеров. Способные, хотя и не окрыленные вдохновением бельгийские скульпторы этого времени по-прежнему находили выгодный заработ ...

Два закона магического мышления
В основе самых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления: 1. Закон подобия Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. В чем могло выражаться действие закона подобия ...

Аллегория. Исторический аспект
Впервые значение аллегорий для изобразительного искусства, исследовал Винкельман, видный теоретик XVIII века. Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецком городке Стендале. Винкельман под водительством Адама ...