Сайт о культуре и искусстве

Цветовой символизм в истории и культуре человека

Другое » Цветовой символизм в истории и культуре человека » Цветовой символизм в истории и культуре человека

Проблема изучения цветовой символики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержание символа, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей.

Количество цветовых символов достаточно ограничено так называемыми «основными цветами»: белым, черным, красным, синим, зеленым, желтыми. Данный список может варьироваться в зависимости от конкретной местности и культуры этой местности. До сих пор даже не определены критерии отнесения того или иного цвета к «основным». Данная проблема подробно рассматривается в книге Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство». [Р.М. Фрумкина 1984]

Б.А. Базыма выделяет три принципа выделения цветовой символики: цвет сам по себе, цветовое сочетание (содержит два и более цвета, которые составляют символическое целое) и соединение цвета и формы. Соединение цвета и формы, представляющие особый тип цветового символа представляет собой символику цветовых форм от абстрактных геометрических фигур для конкретных физических предметов.

Существует также особый тип цветового символа, являющегося языковым, речевым – так называемые «цветовые метафоры». Такие метафоры используется в бытовой и литературной речи (например, «синий чулок»).

Символика цвета имеет длинную историю, начавшуюся в те времена, когда в обиход человека вошли природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.

Цветовой символизм возникает и существует в тесной взаимосвязи с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических и сакральных сил. Даже деление на «черную» и «белую» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика тесно взаимосвязаны. [Б.А. Базыма 2001: 65-67]

Рекомендуем также:

Художественные стили эпохи Нового времени
Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых з ...

Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование ...

Виды резьбы
резьба лакировка изделие убранство Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или о ...