Сайт о культуре и искусстве

Цветовой символизм в истории и культуре человека

Другое » Цветовой символизм в истории и культуре человека » Цветовой символизм в истории и культуре человека

Проблема изучения цветовой символики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержание символа, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей.

Количество цветовых символов достаточно ограничено так называемыми «основными цветами»: белым, черным, красным, синим, зеленым, желтыми. Данный список может варьироваться в зависимости от конкретной местности и культуры этой местности. До сих пор даже не определены критерии отнесения того или иного цвета к «основным». Данная проблема подробно рассматривается в книге Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство». [Р.М. Фрумкина 1984]

Б.А. Базыма выделяет три принципа выделения цветовой символики: цвет сам по себе, цветовое сочетание (содержит два и более цвета, которые составляют символическое целое) и соединение цвета и формы. Соединение цвета и формы, представляющие особый тип цветового символа представляет собой символику цветовых форм от абстрактных геометрических фигур для конкретных физических предметов.

Существует также особый тип цветового символа, являющегося языковым, речевым – так называемые «цветовые метафоры». Такие метафоры используется в бытовой и литературной речи (например, «синий чулок»).

Символика цвета имеет длинную историю, начавшуюся в те времена, когда в обиход человека вошли природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.

Цветовой символизм возникает и существует в тесной взаимосвязи с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических и сакральных сил. Даже деление на «черную» и «белую» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика тесно взаимосвязаны. [Б.А. Базыма 2001: 65-67]

Рекомендуем также:

Идеациональная культура
Первый тип – идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее глав ...

Роль сми в продвижении чтения
Библиотеки в своей деятельности так или иначе обращаются к рекламе. Целями проводимых рекламных компаний являются: • Привлечение в библиотеку новых пользователей; • Привлечение читателей к более активному чтению; • Поиск новых партеров ...

Романский стиль
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это назв ...