Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 4

К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест.

В этот период белорусская живопись также испытывала трудности. Много художников, которые могли бы внести свое веское слово в развитие национального искусства, были высланы за участи в восстании 1830 – 1831 гг., эмигрировали за границу или погибли в сражениях.

Однако и живопись романтизма получило свое развитие в Беларуси. В это внесли свой вклад такие художники как портретист Валентий Вонькович; портретист, автор многочисленных натюрмортов Иван Фомич Хруцкий; мастер батального жанра Януари Суходольский; пианист, композитор, художник пейзажист Наполеон Орда.

С 60-х годов романтизм уступает место реализму, который является исторически конкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Он приносит в искусство правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин.

Развитие белорусского реализма не было столь интенсивным, как в Росси, что связано с последствиями восстания Калиновского. Со стороны русских художников Беларуси была оказана поддержка: по их инициативе в 1866 г. в Вильно открылась рисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академик И. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительного искусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существования он подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.

Свой вклад в живопись реализма внесли Казимир Альхимович, мастер исторического жанра; выдающиеся пейзажисты Бялыницкий-Бируля и Рушчиц.

Таким образом, несмотря на тяжелые условия, социально-политические трудности, в Беларуси все же выделилась часть интеллигенции, благодаря которой живопись Беларуси в XIX – XX вв. все же получила свое достойное развитие.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем также:

Фонтан «Межеумный»
Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульп ...

Площадь Согласия в Париже
В середине XVIII в. Париж уже мог по праву гордиться своими прекрасными архитектурными памятниками и площадями, сооруженными в предыдущие столетия. Но все это были отдельные и изолированные островки организованной застройки, которые со вр ...

Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мо ...