Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 2

По инициативе передовых русских художников в 1866 г. в Вильно открылась рисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академик И. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительного искусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существования он подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.

Открытие школы вызвано чисто практическими соображениями. В связи с интенсивным развитием фабричного производства требовались кадры, которые могли бы свободно владеть прикладным рисованием и особенно черчением. Однако деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального предназначения.

Наиболее яркое доказательство достижений Виленской рисовальной школы – выставка 1891 г., устроенная в связи с 25-летием школы. По свидетельству современников все работы были выполнены безукоризненно.

Также большую роль в развитии художественной культуры Беларуси сыграли художники, работавшие в белорусских гимназиях.

Одним из самых известных художников XIX в. является Казимир Альхимович (1840 – 1916 гг.). Он, как и многие участники восстания Калиновского, выл выслан в Сибирь и вернулся родину только через пять лет. Основы художественного образования получил в Вленской гимназии, где он учился у К. Русецкого, потом, уже после возвращения из ссылки, - у варшавского художника В. Герсона. Но наиболее основательные знания в искусстве Альхимович получил в Мюнхенской академии и в мастерских Парижа. Работал в Париже, где выставляет свои работы в Салонах, получая положительные оценки, и в Варшаве, где поселился в связи с запретом проживать на родной Гродненщине.

Круг интересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Кроме того, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «Пан Тадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина», «Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой». Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались на выставках.

Исторические произведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этого жанра в XIX в.

Личность Фердинанда Эдуардовича Рушчица занимает исключительное место в истории белорусского изобразительного искусства XIX – начала XX в. Ученик Шишкина и Куинджи по Петербургской академии искусств, он стал продолжателем лучших традиций реалистичной живописи, восприняв творческую манеру своих учителей и развивая ее уже на национальной почве.

С самого начала своей деятельности выступает как принципиальный новатор, ищет новые пластичные и образные решения. Вместе с тем на протяжении своего творческого пути он сохраняет верность своей собственной манере.

Родился художник в семье шляхтивча в имении Богданово Ошмянского уезда. После окончания Минской гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1891 г. начал заниматься в Петербургской академии искусств, которую закончил в 1897 г. Потом вернулся на родину, в родительский дом, где и жил практически все время.

Произведения Рушчица можно условно поделить на две группы. Для первой характерен социально окрашенное обращении к чувствам человека, поданное через призму пейзажного мотива. В них природа будто бы живет теми же проблемами и настроениями, проблемами, что и личность: она может, грустить, страдать. Эти качества выделяются в пейзажах «Земля», «В свет», «Эмигранты».

Рушчиц всегда оставался лириком, который любил свою родину и опевал ее, чувствуя и передовая тонкие настроения, объединяя их с чувствами человека. Среди известных пейзажей художника «Весна», «Мельница зимой», «Зимняя сказка», «Лесной ручей», «Старые яблони», «Склеп», «Сушылка».

Пейзажистом несколько иного склада был Витольд Коятанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957 гг.). Художник не стремился к разнообразию изображаемых мотивов, а обычно повторял определенные моменты в состояниях природы, поэтизируя их, окрашивая в чувства собственных отношений. Его живописная манера основывалась на реалистических трактовках окружения, и хотя она определялась легкой, эмоциональной пластикой, художник не был преверженцем импрессионизма.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Что называть эстрадным концертом
Эстрадный факультет может похвастаться множеством выпускников с громкими именами. Звонкое словосочетание "советская эстрада" было обозначением целой системы, часть которой, подобно видимой части айсберга, выплескивалась по празд ...

Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старе ...

Хиппи
Хиппи в СССР. В затхлой атмосфере брежневской эпохи, в недрах погружённых в спячку городов, возникло это странное движение. Как говорят, всё началось с обычной молодёжной моды, с увлечения всем западным (от музыки до джинсов) что тогда ас ...