Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 2

По инициативе передовых русских художников в 1866 г. в Вильно открылась рисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академик И. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительного искусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существования он подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.

Открытие школы вызвано чисто практическими соображениями. В связи с интенсивным развитием фабричного производства требовались кадры, которые могли бы свободно владеть прикладным рисованием и особенно черчением. Однако деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального предназначения.

Наиболее яркое доказательство достижений Виленской рисовальной школы – выставка 1891 г., устроенная в связи с 25-летием школы. По свидетельству современников все работы были выполнены безукоризненно.

Также большую роль в развитии художественной культуры Беларуси сыграли художники, работавшие в белорусских гимназиях.

Одним из самых известных художников XIX в. является Казимир Альхимович (1840 – 1916 гг.). Он, как и многие участники восстания Калиновского, выл выслан в Сибирь и вернулся родину только через пять лет. Основы художественного образования получил в Вленской гимназии, где он учился у К. Русецкого, потом, уже после возвращения из ссылки, - у варшавского художника В. Герсона. Но наиболее основательные знания в искусстве Альхимович получил в Мюнхенской академии и в мастерских Парижа. Работал в Париже, где выставляет свои работы в Салонах, получая положительные оценки, и в Варшаве, где поселился в связи с запретом проживать на родной Гродненщине.

Круг интересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Кроме того, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «Пан Тадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина», «Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой». Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались на выставках.

Исторические произведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этого жанра в XIX в.

Личность Фердинанда Эдуардовича Рушчица занимает исключительное место в истории белорусского изобразительного искусства XIX – начала XX в. Ученик Шишкина и Куинджи по Петербургской академии искусств, он стал продолжателем лучших традиций реалистичной живописи, восприняв творческую манеру своих учителей и развивая ее уже на национальной почве.

С самого начала своей деятельности выступает как принципиальный новатор, ищет новые пластичные и образные решения. Вместе с тем на протяжении своего творческого пути он сохраняет верность своей собственной манере.

Родился художник в семье шляхтивча в имении Богданово Ошмянского уезда. После окончания Минской гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1891 г. начал заниматься в Петербургской академии искусств, которую закончил в 1897 г. Потом вернулся на родину, в родительский дом, где и жил практически все время.

Произведения Рушчица можно условно поделить на две группы. Для первой характерен социально окрашенное обращении к чувствам человека, поданное через призму пейзажного мотива. В них природа будто бы живет теми же проблемами и настроениями, проблемами, что и личность: она может, грустить, страдать. Эти качества выделяются в пейзажах «Земля», «В свет», «Эмигранты».

Рушчиц всегда оставался лириком, который любил свою родину и опевал ее, чувствуя и передовая тонкие настроения, объединяя их с чувствами человека. Среди известных пейзажей художника «Весна», «Мельница зимой», «Зимняя сказка», «Лесной ручей», «Старые яблони», «Склеп», «Сушылка».

Пейзажистом несколько иного склада был Витольд Коятанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957 гг.). Художник не стремился к разнообразию изображаемых мотивов, а обычно повторял определенные моменты в состояниях природы, поэтизируя их, окрашивая в чувства собственных отношений. Его живописная манера основывалась на реалистических трактовках окружения, и хотя она определялась легкой, эмоциональной пластикой, художник не был преверженцем импрессионизма.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Классицизм и романтизм
Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские м ...

Колокольня
Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрела ...

Ритм в фильмах А. Тарковского
Фильмы А. Тарковского - это особая страница в истории российском кинематографе. Все они наполнены особой атмосферой, настроением. В них задан авторский ритм и свой поток времени. Ощущения не реальности происходящего граничит с вполне реал ...