Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 1

Реализм

(от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее XVII в. парикмахерские услуги и маникюр недорого

Реализм является исторически конкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

В искусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин.

В Беларуси развитие реализма имело свои характерные черты. В начале 60-х годов Беларусь являлась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством. Крестьянская реформа 1861 г. Не принесла освобождения трудовому народу. Царское правительство обмануло крестьян. В связи с этим вспыхнуло в 1863 г. мощное национально-освободительное восстание. Поражение восстания и репрессии болезненно отразились на развитии культуры Беларуси. Многие ее деятели, в том числе художники, либо погибли в сражениях, либо были высланы царским правительством в отдаленные места. Но в 80 – 90-х гг.наступает новое оживление. В литературе и искусстве все отчетливее проявляются черты критического реализма. В изобразительном искусстве появляются произведения, изобличающие пороки существующего строя. Белорусские живописцы воспитываются на идеях русских революционных демократов – В. Белинского, Н. Чернышевского, Н Добролюбова. Большое влияние на них оказывают идеологи русского передвижничества Перов и Крамской. На произведениях русских художников воспитываются такие видные белорусские живописцы, как Н. Силиванович, А. Горавский, К. Альхимович и др.

И все же изобразительное искусство Беларуси 60 – 90-х годов не дало такого могучего отряда художников-демократов, какими были русские передвижники. Это объясняется особенностями общественного развития Беларуси того времени, прежде всего репрессиями царского правительства в связи с восстанием Калиновского. Многие белорусские живописцы не ставили перед собой больших социальных задач, поскольку любое проявление демократизма в творчестве выходцев из западных губерний расценивалось русскими шовинистами как проявление «польского духа».

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Культура России XIX – начала XX в
Каждое развитое общество представляет собой динамичное единство культуры и цивилизации. В российском обществе вплоть до конца XIX в. культура прогрессировала значительно быстрее цивилизации. Наиболее глубокие и впечатляющие изменения прои ...

Правовое регулирование охраны культурного наследия
Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в п ...

Сайхо-дзи - Храм Мхов
Этот храм был основан еще в эпоху Нара монахом Гёки. Во время междоусобных войн храм был полностью разрушен, а сад погиб. В 1339 году знаменитый Учитель Мусо Кокуси начал восстанавливать сад. После смерти мастера его ученики продолжали ра ...