Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 1

Реализм

(от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее XVII в.

Реализм является исторически конкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

В искусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин.

В Беларуси развитие реализма имело свои характерные черты. В начале 60-х годов Беларусь являлась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством. Крестьянская реформа 1861 г. Не принесла освобождения трудовому народу. Царское правительство обмануло крестьян. В связи с этим вспыхнуло в 1863 г. мощное национально-освободительное восстание. Поражение восстания и репрессии болезненно отразились на развитии культуры Беларуси. Многие ее деятели, в том числе художники, либо погибли в сражениях, либо были высланы царским правительством в отдаленные места. Но в 80 – 90-х гг.наступает новое оживление. В литературе и искусстве все отчетливее проявляются черты критического реализма. В изобразительном искусстве появляются произведения, изобличающие пороки существующего строя. Белорусские живописцы воспитываются на идеях русских революционных демократов – В. Белинского, Н. Чернышевского, Н Добролюбова. Большое влияние на них оказывают идеологи русского передвижничества Перов и Крамской. На произведениях русских художников воспитываются такие видные белорусские живописцы, как Н. Силиванович, А. Горавский, К. Альхимович и др.

И все же изобразительное искусство Беларуси 60 – 90-х годов не дало такого могучего отряда художников-демократов, какими были русские передвижники. Это объясняется особенностями общественного развития Беларуси того времени, прежде всего репрессиями царского правительства в связи с восстанием Калиновского. Многие белорусские живописцы не ставили перед собой больших социальных задач, поскольку любое проявление демократизма в творчестве выходцев из западных губерний расценивалось русскими шовинистами как проявление «польского духа».

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Аллегория. Исторический аспект
Впервые значение аллегорий для изобразительного искусства, исследовал Винкельман, видный теоретик XVIII века. Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецком городке Стендале. Винкельман под водительством Адама ...

Площадь Согласия в Париже
В середине XVIII в. Париж уже мог по праву гордиться своими прекрасными архитектурными памятниками и площадями, сооруженными в предыдущие столетия. Но все это были отдельные и изолированные островки организованной застройки, которые со вр ...

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...