Сайт о культуре и искусстве

Эстетические категории средневековья

Другое » Готический витраж. Обзор художественного наследия » Эстетические категории средневековья

Страница 1

Известно, что творческий метод был обусловлен традициями и духом того времени. Он так же базировался на созданных раннее образах, и они были интерпретированы в новой манере, что, как отмечет Муратова К.М., давало художнику простор для фантазии. Выработанная система художественных и технических приемов соответствовала поставленной перед мастерами задачей [8;С.228].

Отмечается, что художники выработали целую систему образов иллюстрирующих те или иные события. Любой сюжет и персонаж требовал знания символической стороны изображения. Исследователи отмечают, что символы, как правило, дополняют сюжет, и без персонажей, образующих композицию, возможно, потеряют определенный смысл. Мы лишь сами можем расплыться в рассуждениях о том, какие впечатления или аналогии вызвало данное изображение. Шансы на распознавание резко падают.

Самыми главными сюжетами для искусства готики являются библейские сюжеты. Они имеют сложную систему организации, но в то же время известен принцип.

Витраж, сам по себе символичен. Как отмечает С. Даниель, окно- это проводник живого, естественного света, то есть речь идет о проникновении, прохождением в одно пространство через другое [5; С. 68]. Этот путь свершается посредством зрения.

Целью создания этой системы было снабдить человека, не владеющего грамотой, знаниями об окружающем мире. Это послание было рассчитано на понимание всеми слоями общества - от Феода до вассала. Далее будут рассмотрены такие эстетические категории средневековья как красота, свет, цвет и их значения для искусства витража.

Понятие красоты складывалось из простоты и понятности формы, как отмечают многие исследователи средневековья. В Готическом витраже эта красота выражалась в прямых и строгих линиях, а так же в хроматических цветах. В это время проводятся прямые аналогии: Свет-добро, тьма-зло.

Человек, выходящий из тьмы своего трудового дня, пришедший в собор – прикасался к Свету Божьему. А труд в то время был почитаем, поскольку это одна из заповедей Евангелия, как отмечает Рохмистров- «Без труда и веры нет» [10; С.34]. Рагин В.Ч. отмечает, что витражи несли изобразительный характер, так как традицией того времени было изображать не личность, а ее деяния [9; С. 121].

У.Эко в свою очередь сообщает, что все преображает метафизический смысл и даже простые формы олицетворяют идею неделимости природы. Интересно, что те сюжетные и символические исполнения присущие витражному искусству невозможно встретить в реальности. Имеется в виду то, что исполнению сюжетных композиций свойственен ирреальный характер. К примеру - ангелы не исполняются в полный рост! И в таких малых деталях отражается вышеупомянутое воображение. Красота отражается в восприятии ирреальности, реальной, для религиозных людей того времени, форм и композиций. В ней отражался сам устрой жизни, каждый ее аспект поддавался строгому иерархическому порядку. У.Эко приводит в качестве иллюстрации к термину красоты расшифровку трактата Августина, в котором последний разработал четкую систему прекрасного, как геометрической правильности форм [14; С. 61]. Он утверждал, что равносторонний треугольник прекраснее разностороннего, потому что в первом заключено больше равенства. Однако же, лучшим примером является квадрат, в котором равные углы противостоят равным сторонам. Но самым прекрасным является- круг, в котором нет углов, нарушающих равноудаленность всех точек окружности от центра. Итак, самой прекрасной является, по мнению Августина, неделимая форма. Неделимая форма является основой красоты с точки зрения средневекового художника. Таким образом, суровая система сюжетов и знаков становится основой витражного искусства, благодаря понятию красоты, которое основывается на нераздельности формы. Ведь, при удалении одного или нескольких элементов теряется красота.

В Средние века была разработана изобразительная техника, которая основывалась главным образом на ярком и простом цвете в соединении с пронизывающим его ярким же светом — речь идет о витражах готических соборов. Особенность восприятия цвета в эпоху средневековья обозначило распространение витража как особенного вида декоративно прикладного искусства. Таким образом, для средневекового восприятия цвета характерны непосредственность и простота, оно не знает колорита, характерного для более позднего времени, обыгрывает простые цвета, четко определенные и не признающие оттенков хроматические зоны; сталкивает яркие оттенки, «причем свет рождается из согласованности целого, а не сами эти оттенки детерминированы светом, который обволакивал бы их светотенью или заставил бы цвет как бы излиться за пределы изображения.» [14;С.58]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы
Первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались возникновением, ростом и идейной борьбой разных художественных течений. Особенно ярко она проявилась в литературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды и из ...

Байкеры
Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг. Движение байкеров в России много заимствовало у американцев. Российские байкеры отсчитывают сво ...

Переходный возраст
В сорок восемь лет Георгий Вицин сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь - восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». ...