Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 3

Первоначальное образование получил в Киевской рисовальной школе М. Мурашки (1885 – 1889), потом поступил в Московское училище живописи, скульптуры и дойлидства (1889 – 1897), где учился у Поленова и Коровина. Вместе с тем надо признать, что влияние на становление его как художника-пейзажиста оказал И. Левитан. Это позволило ему сформировать собственный неповторимый образно-пластичный язык.

В своих пейзажах Бялыницкий-Бируля любил обращаться к переходным моментам в природе, которые были богатыми га смену оттенков и настроений. Отсюда в его произведениях предстает первое пробуждение когда еще белеет снег, розовеют ветки пока безлиственных деревьев, разливаются реки и ручьи – «Начало весны», «Весна идет», «Изумруд весны».

Пейзажи художника всегда имеют определенность мотива, реалистичную правдивую пластику. Темы его работ менялись сравнительно мало: он бесконечно их варьировал, придавая все новые и новые оттенки. При этом каждый вариант дан с такой эмоциональной наполненностью, что для зрителя целиком понятно, что он возник не как повторение ранее найденного, а как результат новых наблюдений за переживаниями природы.

В период с конца XVII – начало XIX по начало XX в. в белорусской живописи господствуют три основных стиля: классицизм, романтизм и реализм, которые поочередно сменяют друг друга. В 20-е годы на смену классицизму приходит романтизм, в 60-е годы он постепенно уступает место реализму.

В этот исторический период развитие белорусской культуры в целом и живописи в частности происходило в трудных социально-политических условиях, которые препядствовали становлению национальной культуры, что привело ее к некоторому упадку, в сравнении с культурой России и западных стран. Однако, несмотря на тяжелые условия белорусская живопись все же получила свое развитие.

Этому в значительной степени способствовало открытие при Виленском университете Виленской школы живописи, основанной в конце XVIII в. Школа просуществовала 35 лет и за это время дала белорусскому изобразительному искусству более 250 мастеров, работавших в направлениях классицизма, романтизма и оставивших нам свои шедевры признанные в Беларуси и за рубежом.

Классицизм приносит в живопись сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, использование локальных цветов.

В направлении классицизма творят Ф. Смуглевич, Я. Рустэм, автор пейзажей и исторических композиций Юзеф Пешка, художник, работавший почти во всех жанрах, Ян Дамель, один из крупнейших портретистов Иосиф Иванович Алешкевич.

В 20-е годы классицизм сменяется романтизмом. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Работа в мультипликации
Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: дом ...

Большая императорская корона, в которую вставлена благородная шпинель — один из семи исторических камней Алмазного фонда
Большая императорская корона Российской империи (рис.1) — венец, изготовленный придворным ювелиром Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Мастер оправил в серебро 49 ...

Культура Просвещения
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столети ...