Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 3

Первоначальное образование получил в Киевской рисовальной школе М. Мурашки (1885 – 1889), потом поступил в Московское училище живописи, скульптуры и дойлидства (1889 – 1897), где учился у Поленова и Коровина. Вместе с тем надо признать, что влияние на становление его как художника-пейзажиста оказал И. Левитан. Это позволило ему сформировать собственный неповторимый образно-пластичный язык.

В своих пейзажах Бялыницкий-Бируля любил обращаться к переходным моментам в природе, которые были богатыми га смену оттенков и настроений. Отсюда в его произведениях предстает первое пробуждение когда еще белеет снег, розовеют ветки пока безлиственных деревьев, разливаются реки и ручьи – «Начало весны», «Весна идет», «Изумруд весны».

Пейзажи художника всегда имеют определенность мотива, реалистичную правдивую пластику. Темы его работ менялись сравнительно мало: он бесконечно их варьировал, придавая все новые и новые оттенки. При этом каждый вариант дан с такой эмоциональной наполненностью, что для зрителя целиком понятно, что он возник не как повторение ранее найденного, а как результат новых наблюдений за переживаниями природы.

В период с конца XVII – начало XIX по начало XX в. в белорусской живописи господствуют три основных стиля: классицизм, романтизм и реализм, которые поочередно сменяют друг друга. В 20-е годы на смену классицизму приходит романтизм, в 60-е годы он постепенно уступает место реализму.

В этот исторический период развитие белорусской культуры в целом и живописи в частности происходило в трудных социально-политических условиях, которые препядствовали становлению национальной культуры, что привело ее к некоторому упадку, в сравнении с культурой России и западных стран. Однако, несмотря на тяжелые условия белорусская живопись все же получила свое развитие.

Этому в значительной степени способствовало открытие при Виленском университете Виленской школы живописи, основанной в конце XVIII в. Школа просуществовала 35 лет и за это время дала белорусскому изобразительному искусству более 250 мастеров, работавших в направлениях классицизма, романтизма и оставивших нам свои шедевры признанные в Беларуси и за рубежом.

Классицизм приносит в живопись сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, использование локальных цветов.

В направлении классицизма творят Ф. Смуглевич, Я. Рустэм, автор пейзажей и исторических композиций Юзеф Пешка, художник, работавший почти во всех жанрах, Ян Дамель, один из крупнейших портретистов Иосиф Иванович Алешкевич.

В 20-е годы классицизм сменяется романтизмом. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Культурный релятивизм
Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведе ...

Взаимосвязь игры и поэзии
Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире, который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в "обычной жизни", и где их связывают между собой не логические, а иные связи. Она располагается по ...

Жилище и быт феодалов и крестьян
Обзор быта средневекового человека хотелось бы начать с жилища. Выбор в его пользу было сделать несложно, так как именно жильё, дом – важнейшая составляющая мировосприятия обыденности человека во все времена. Дом относится к числу основоп ...