Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма » Реализм

Страница 3

Первоначальное образование получил в Киевской рисовальной школе М. Мурашки (1885 – 1889), потом поступил в Московское училище живописи, скульптуры и дойлидства (1889 – 1897), где учился у Поленова и Коровина. Вместе с тем надо признать, что влияние на становление его как художника-пейзажиста оказал И. Левитан. Это позволило ему сформировать собственный неповторимый образно-пластичный язык.

В своих пейзажах Бялыницкий-Бируля любил обращаться к переходным моментам в природе, которые были богатыми га смену оттенков и настроений. Отсюда в его произведениях предстает первое пробуждение когда еще белеет снег, розовеют ветки пока безлиственных деревьев, разливаются реки и ручьи – «Начало весны», «Весна идет», «Изумруд весны».

Пейзажи художника всегда имеют определенность мотива, реалистичную правдивую пластику. Темы его работ менялись сравнительно мало: он бесконечно их варьировал, придавая все новые и новые оттенки. При этом каждый вариант дан с такой эмоциональной наполненностью, что для зрителя целиком понятно, что он возник не как повторение ранее найденного, а как результат новых наблюдений за переживаниями природы.

В период с конца XVII – начало XIX по начало XX в. в белорусской живописи господствуют три основных стиля: классицизм, романтизм и реализм, которые поочередно сменяют друг друга. В 20-е годы на смену классицизму приходит романтизм, в 60-е годы он постепенно уступает место реализму.

В этот исторический период развитие белорусской культуры в целом и живописи в частности происходило в трудных социально-политических условиях, которые препядствовали становлению национальной культуры, что привело ее к некоторому упадку, в сравнении с культурой России и западных стран. Однако, несмотря на тяжелые условия белорусская живопись все же получила свое развитие.

Этому в значительной степени способствовало открытие при Виленском университете Виленской школы живописи, основанной в конце XVIII в. Школа просуществовала 35 лет и за это время дала белорусскому изобразительному искусству более 250 мастеров, работавших в направлениях классицизма, романтизма и оставивших нам свои шедевры признанные в Беларуси и за рубежом.

Классицизм приносит в живопись сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, использование локальных цветов.

В направлении классицизма творят Ф. Смуглевич, Я. Рустэм, автор пейзажей и исторических композиций Юзеф Пешка, художник, работавший почти во всех жанрах, Ян Дамель, один из крупнейших портретистов Иосиф Иванович Алешкевич.

В 20-е годы классицизм сменяется романтизмом. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Гончарство и глиняная игрушка
До начало 20 века на территории, ныне входящей в Челябинскую область, основное ремесло занятий было связано с обработкой древесных материалов (древесины, прутьев, лыка, бересты), глины, растительных волокон (льна, конопли), волокон животн ...

Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религи ...

Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью во ...