Сайт о культуре и искусстве

Первое советское звуковое кино

Другое » Первое советское звуковое кино

Страница 1

В царской России, как и в других капиталистических странах, киноискусство, служило, прежде всего, средством обогащения предпринимателей. Экран в основном заполняли детективные (приключенческие) картины, пошлые драмы и романы.

Прогрессивные устремления передовых мастеров дореволюционного киноискусства в России всячески подавлялись кинодельцами, цензурой, реакционной прессой.

И все-таки лучшие представители русского киноискусства даже в этих тяжелых условиях сумели внести значительный вклад в развитие мирового кинематографа. Русское киноискусство выдвинулось на одно из первых мест в мире. Режиссеры А.А. Протазанов, Б.М. Сушкевич, В.Р. Гардин, творчески используя в своих фильмах опыт передового русского театра, много работали с актерами, стремились развивать реалистические традиции. Широкую известность в то время получили талантливые актеры И.И. Мозжухин, О.И. Рунич, В.Г. Орлова и другие.

Еще в 1907 году Владимир Ильич Ленин говорил, что киноискусство в руках капиталистов приносит больше зла, чем пользы. Могущественным средством просвещения оно явится лишь тогда, когда станет достоянием народа. Это блестяще подтвердилось после Великой Октябрьской революции, когда кинопромышленность была передана в руки трудящихся.

Днем рождения советского киноискусства считается 27 августа 1919 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет о национализации кинофотопромышленности, т.е. о переходе кинематографа из рук разных хозяйчиков в руки молодого советского государства.

Главная линия советского киноискусства 20-х годов была определена в революции XIII съезда партии, где указывалось, что кино должно быть средством коммунистического просвещения и агитации.

Советские киноработники поставили перед собой такие задачи, которых не знал буржуазный кинематограф. В своих произведениях они хотели отразить революционную борьбу масс, великие события эпохи, главным участником и героем которых был народ. Именно поэтому лучшие фильмы молодого советского киноискусства приобрели огромную, ранее неведомую силу художественного воздействия. Они встретили восторженный прием у наших зрителей и зрителей тех зарубежных стран, куда им удавалось проникнуть через цензурные рогатки. Первыми такими фильмами были «Броненосец Потемкин» режиссера С.М. Эйзенштейна и «Мать» В.И. Пудовкина.

В этих фильмах сказалось влияние передовых традиций русского революционного искусства, в частности творчества Горького и Маяковского. С исторической достоверностью и революционным пафосом показана в них борьба русского народа с царским самодержавием. Кинокартины Эйзенштейна и Пудовкина и у нас в стране, и за рубежом имели огромный успех. Американская Академия киноискусства признала «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств он получил золотую медаль. Американский критик Дэвид Платт писал в то время, что, начиная с «Броненосца Потемкина» кинематограф перестал быть балаганом.

Свидетельством расцвета культуры народов СССР явились такие произведения национальных киностудий, как «Арсенал» (1929) и «Земля» (1931), поставленные А.П. Довженко на Украине, «Намус» (1925) А.И. Бек-Назарова в Армении; «Элисо» (1928) Н.М. Шенгелая и «Хабарда» (1931) М.Э. Чиаурели - в Грузии.

Началось триумфальное шествие советских фильмов по экранам всего мира. Произведения советского киноискусства стали образцами мастерства и идейной школой для наиболее передовых кинематографистов Запада.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Современный японский сад
В последние годы сильно возрос интерес к японским садам. В современном мире постоянно происходит множество событий, насыщенных динамикой, каждодневным напряжением, а порой стрессами, поэтому человек испытывает огромную потребность в отвле ...

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Балет эпохи романтизма
Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, ...