Сайт о культуре и искусстве

Своеобразие «серебряного века»

Другое » Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков » Своеобразие «серебряного века»

Страница 1

«Серебряный век» — самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий багаж и обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с тем характеризовалась множеством экспериментов с их принципиальной установкой на «новизну».

Размежевание творческих сил привело к расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил и образцов. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма, абстракционизма, авангардизма в живописи, символизма в музыке. Наряду с традиционным и обновляющимся реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

В творчестве (как и в сложной социальной жизни) заявляло о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к религии, истории, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности — в важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его трагическое одиночество, раздвоение и т.д.

В социокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась более динамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. По существу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.

Не случайно проблема свободы, в том числе свободы творчества, выдвинулась в центр общественных и литературно-философских дискуссий. Ленинское понимание свободы творчества как осознанное подчинение литератора целям большевиков было убедительно оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.

«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств — углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, что говорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств. Примат «музыкального» сказывается в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского, М. Кузмина; «звучащие» полотна И. Левитана, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, М. Чюрлениса, взаимообогащающие творческие искания А. Скрябина и поэтов К. Бальмонта,

В. Иванова. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон. Идеалом времени становится художник универсального типа, идеалом слияния искусств — театр. Театрализация пронизывает все творчество художников Новейшего времени. Более того, в представлении творческого человека рубежа веков театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Художественное сознание «серебряного века» воплощало в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Остро звучала проблема назначения искусства в жизни общества и общественной миссии художника, в творчестве которого проявлялось как возросшее внимание к прошлым эпохам искусства, так и стремление к обновлению.

Ментальность «серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста, интегрального способа осмысления времени и Я в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиска Бога, смерти.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Русский балет
Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство при царе Алексее Михайловиче. Первым русским балетом считается Балет об Орфее и Евридике (1673, муз. Г. Шютца, балетмейстер Н. Лим, Комедиальная Хоромина в селе Преображенско ...

Скинхэдс
В 1964 году, «Моды», особенно выходцы из низших слоев общества, инстинктивно почувствовали, с началом времен «Свингующего Лондона», настоящую угрозу своему существованию как обособленной субкультуры. В то время как «модовский стиль» копир ...

Кинофестивали и кинопремии
Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют пок ...