Сайт о культуре и искусстве

Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Другое » Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Рубеж XIX и XX веков ознаменовался русским культурным ренессансом (так определил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарили миру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век».

В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в несколько десятилетий, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием.

«Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая мекку европейской цивилизации — Париж. Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастая экзотическими темами и изысканными формами. Православие и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века». Определяющими координатами стали пафос жизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и его творения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка.

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. «Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX в. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом (с прологом) справедливо считают знаменитую речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве (1880), а концом (с эпилогом — гражданской войной) — программную речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), его смерть и расстрел Н. Гумилева в августе 1921 г., а также «философские пароходы» (1922), связанные с насильственной высылкой интеллектуальной элиты за пределы советской России. Две активно действующие тенденции, связанные с именами Пушкина и Достоевского, заявили о себе как в рождении нового интегративного стиля культуры «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

«Серебряный век» есть не столько хронологический период (1880—1921/22) и тем более не сумма философских, литературно-эстетичесих, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника и философа. В этом убеждают их многие декларации о «новом типе личности», «жизненно-творческом методе символизма», «новом творческом типе», «символизме как миропонимании» и т.п. Историческая неповторимость «серебряного века» виделась многим прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох. Одним он представлялся закатом европейской цивилизации, крушением христианского мировоззрения, другим — неким выходом в обновленную жизнь и искусство, обнадеживающей возможностью достичь заветных творческих высот.

Рекомендуем также:

Аккультурация
Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная западная культура радикально и ...

“Мораль” иезуитов
Иезуиты разработали “систему морали”, которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало - где фактически, а где и официально - правило: “чья власть, того и вера”, оно требовало “обращат ...

Устав ордена
Устав предписывает строжайшую субординацию, требует слепого повиновения старшим, рассматривает главные стороны деятельности ордена. Лойола дал иезуитам название “воинов христовых”. Быть “воином христовым” значило быть по-военному дисципли ...