Сайт о культуре и искусстве

Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Другое » Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Рубеж XIX и XX веков ознаменовался русским культурным ренессансом (так определил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарили миру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век».

В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в несколько десятилетий, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием.

«Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая мекку европейской цивилизации — Париж. Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастая экзотическими темами и изысканными формами. Православие и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века». Определяющими координатами стали пафос жизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и его творения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка.

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. «Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX в. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом (с прологом) справедливо считают знаменитую речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве (1880), а концом (с эпилогом — гражданской войной) — программную речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), его смерть и расстрел Н. Гумилева в августе 1921 г., а также «философские пароходы» (1922), связанные с насильственной высылкой интеллектуальной элиты за пределы советской России. Две активно действующие тенденции, связанные с именами Пушкина и Достоевского, заявили о себе как в рождении нового интегративного стиля культуры «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

«Серебряный век» есть не столько хронологический период (1880—1921/22) и тем более не сумма философских, литературно-эстетичесих, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника и философа. В этом убеждают их многие декларации о «новом типе личности», «жизненно-творческом методе символизма», «новом творческом типе», «символизме как миропонимании» и т.п. Историческая неповторимость «серебряного века» виделась многим прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох. Одним он представлялся закатом европейской цивилизации, крушением христианского мировоззрения, другим — неким выходом в обновленную жизнь и искусство, обнадеживающей возможностью достичь заветных творческих высот.

Рекомендуем также:

История японских садов
Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и рели ...

Немое кино
Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Альфред Хичкок. Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако, уже в комедийной инсценировке. Небольшая длина п ...

Театр Русской цивилизации в киевский период
Театр - один из важнейших видов современного русского искусства, и говорят даже, что русские имеют врожденные способности к сцене. Однако театр, в современном смысле, появился в России только в конце семнадцатого века. В московский период ...