Сайт о культуре и искусстве

Английский кинематограф

Другое » Развитие кинематографа » Английский кинематограф

Английский кинематограф в послевоенный период можно разделить на два направления: классическое кино и кино абсурда.

К классическому английскому кино относятся фильмы на исторические темы и различная экранизация классики. Величайшими режиссерами в этом направлении были Александр Корда и Дэвид Лин.

Сэр Александр Корда — британский кинорежиссёр и продюсер венгерского происхождения. В 1942 году Корда стал первым кинорежиссёром, возведённым в рыцарство Британской империи.

Созданная им компания "Лондон филмз" стала одним из главных производителей английских фильмов. Восьмой ее фильм "Частная жизнь Генриха VIII" (1933), снятый самим Кордой, благодаря бытовому, сниженному юмору, а также благодаря живому исполнению главной роли Ч. Лтоном имел большой успех и стал вехой в истории английского кино, предопределив развитие целого направления в "костюмном" историческом фильме.

Из последующих режиссерских работ Корды в жанре "частной жизни" из исторических персонажей критикой был высоко оценен "Рембрандт" (Rembrandt, 1936), а публикой — "Леди Гамильтон" (That Hamilton Woman/Lady Hamilton, 1941). Поскольку переплетение патриотических мотивов с темой трагической утраты, к тому же лишающей героиню социального статуса, сделало эту мелодраму особенно соответствующей настроениям военных лет.

После войны доминирующее положение компании Корды стало ослабевать, однако среди 45 фильмов, созданных при ее участии, было немало первоклассных работ. Тонкий знаток кино, Корда умел разглядеть и поощрить талант. Он очень много сделал для целого ряда актеров и режиссеров, в частности, для Л. Оливье и К. Рида.

К кино абсурда в первую очередь относится, конечно же, Альфред Хичкок.

В 1899 году, 13 августа родился Альфред Хичкок. С 1920 года работал на киностудии. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам. В 1926 г. он снял первый триллер, "Жилец". Ему принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — "Шантаж" (1929).

С началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд (1939). Он стал работать на звёздного продюсера Дэвида Селзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, "Ребекка", выиграл "Оскар" как лучший фильм года.

В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 г. сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли.

Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными проектами — иногда чисто комедийными ("Неприятности с Гарри", "Поймать вора"), иногда предвещающими эстетику "бондианы" ("К северу через северо-запад"). Начиная с 1950 года, режиссёр активно работал на телевидении (сериал "Альфред Хичкок представляет").

После фильмов "Окно во двор" (1954) и "Головокружение" (1959), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы.

Нашумевшие картины "Психо" (1960) и "Птицы" (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.

Начиная с фильма "Марни" (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской "новой волны". Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром.

Сильным влиянием Хичкока отмечены также фильмы Шаброля и Брайана Де Пальмы.

Рекомендуем также: