Сайт о культуре и искусстве

Понятие ритма

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Понятие ритма

Страница 1

"Мир, который нас окружает, является миром отражений. Мир истинный - мир идей, мир абстракций"

Платон.

Что такое ритм?! Ритм - течение, упорядоченное движение. Ритм есть в любом виде искусства. В живописи, музыке, театре, кинематографе. Известный режиссёр, теоретик Л. Кулешов ритм в кинематографе сравнивал с ритмом музыкальным. Он выделял два основных характера измерения времени: двухдольное и трехдольное (от чередования ударных и неударных измерителей). Каждая единица измерения в музыке называется четвертью. Комбинация одной ударной и одной или двух неударных четвертей называется тактом.Л. Кулешов делил целое время на такты. Такт на четыре четверти. В каждом такте первая четверть ударная.

"Двухдольная система учёта времени часто соответствует бодрой музыке (марш). Трёхдольная - лирической музыке, более спокойной, плавной (вальс). Картина теоретически делится на равные монтажные единицы, с чередованием сильных и слабых кусков. Сильный кусок - либо крупный план, либо более энергичное действие внутри кадра, либо другой акцентный кусок. На метрическую монтажную канву должна накладываться канва ритмическая - внутрикадровое содержание картины. Ритм - это как бы нарушение метра. Представим отрезок картины. Делим его метрически на четырёхдольную систему.1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4. Первые четверти ударные. При ритмическом построении не обязательно клеить сцены соответствующие по длине монтажным чертежам; сцены будут по несколько четвертей и тактов, но они должны располагаться с учётом основной метрической канвы, т.е. В месте ударной четверти внутри сцены выгодней всего поместить ударный момент. Пример: "Горизонт" сцена обучения солдат (маршировка). Ритм шагов внутри каждого куска был различен, ритмически не попадали в музыку (марш). Тогда, куски сделал меньшими и сделал их равными по длине. Подогнал музыку к смене кадров. На экране получилось полное совпадение с музыкой".

По теории Л. Кулешова ритм - это закономерно повторяющиеся чередование напряжения и ослабления, ускорения и замедления и т.д. кинематограф имеет в своей основе ритм монтажный и ритм внутрикадровый.

Монтажный ритм - чётко выстроенный, поделенный на равные единицы кадр. С сильной и слабой долей. Сильная доля выражена акцентом (крупным планом) или ускорением действия.

Внутрикадровый ритм - это ускорение или замедление действия (темпа). Повторы реплик, изображений деталей, поступков героев, музыкальных характеристик. Пересечение ритмов данного действия с ритмами другого.

Остановки действия и их возобновления со сменой ритмического рисунка. Но это, если пытаться разобрать ритм, как нечто осязаемое. Режиссёр и теоретик Андрей Тарковский открыл более глубокое понимание ритма и времени, протекающего в кадре.

Идея ритма была главной идеей творчества А. Тарковского. Им написано большое количество книг, посвящённых этой теме, и снято множество фильмов, раскрывающих её. О ритме он говорил так: "Ритм - не есть метрическое чередование кусков, а ритм слагается из временного напора внутри кадров. По моему глубокому убеждению, именно Ритм - является главным формообразующим элементом в кинематографе, а не монтаж кадров, как это принято считать". Ритм закладывается, прежде всего, в ощущениях режиссёра. "Ритм в кино передается через видимую, фиксируемую жизнь предмета в кадре. Так по вздрагиванию камыша можно определить характер течения реки, его напор. Точно так же о движении времени сообщает сам жизненный процесс, его текучесть, воспроизведенная в кадре". Ритм - это ощущение жизни режиссером. Его внутреннее состояние, мировоззрение, отношение к предмету, герою, проблеме. Ритм задаёт произведению определённую стилистику. Его нельзя придумать искусственно, создать приёмами монтажа. Ритм в фильме возникает органично, в соответствии присущими режиссеру ощущениями жизни, ощущениям времени. Андрей Тарковский назвал эти ощущения временем запечатлённым в кадре. Если "время, запечатлённое в кадре" органично, не противоречит природе, то органично и восприятие зрителя. "Но, тем не менее, здесь возникает кажущееся противоречие. Ибо ощущение режиссером времени все-таки всегда выступает, как форма насилия над зрителем - так же как и навязывание зрителю своего внутреннего мира. Зритель либо "попадает" в твой ритм (твой мир) - и тогда он твой сторонник, либо в него не впадает - и тогда контакт не состоялся. Отсюда и возникает свой зритель и зритель, совершенно тебе чуждый, что кажется мне не только естественным, но и, увы, неизбежным. "

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Виды дизайна
Промышленный дизайн подразделяется на дизайн орудий труда, бытовой техники, мебели, транспортный дизайн и даже дизайн механизмов. (Автомобиль, пылесос) Графический дизайн — широкое поле работы не только для самих дизайнеров, но и для худ ...

Символические образы в современном компьютерном искусстве и изобразительном искусстве
Необходимо заметить, что сегодня такой жанр как аллегория, изживает себя. На смену приходят более развитее, в образно-психологическом отношении, символические образы. С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью он ...

Культ предков
В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской обществ ...