Сайт о культуре и искусстве

Понятие ритма

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Понятие ритма

Страница 2

Так что есть "ритм в кинематографе"? - это результат резонанса реального времени с духовным ритмом автора. В книге режиссера эта реальность выражена в простой фразе: "Свою задачу я усматриваю в том, чтобы создать свой, индивидуальный поток времени, передать в кадре свое ощущение его движения, его бега". И этот индивидуальный поток времени действительно был создан. Все фильмы режиссёра наполнены, какой - то особой жизнью, особым ритмом, временем, атмосферой. Например, в "Сталкере" одновременно ощущается покой, безмятежность, но и напряженность, нерв. Ритм задан с первых кадров картины. Стук колёс, поезда, дрожащий на столе стакан - эти лишь некоторые выразительные элементы, которые подчёркивают заданный ритм. За внешним спокойствием, ведь мы застаём героев спящими, скрывается большое напряжение - личная трагедия и семейная драма.

Раскрывая природу ритма, Тарковский много писал и о монтаже. Он не мог согласиться с тем, что монтаж является главным формообразующим элементом фильма, что фильм якобы создается за монтажным столом, как об этом говорили в 20-е годы сторонники так называемого "монтажного" кинематографа Кулешова и Эйзенштейна. В своих книгах он приводил опровергающие примеры. Например, в фильме Эйзенштейна "Александр Невский" режиссёр для передачи динамики боя использует при монтаже этой сцены чередование коротких планов. Но изначально картина не была наполнена жизнью, актёры не проживали свою роль и режиссёр не жил ритмом этого боя. "В отдельных кадрах не существует временной истинности. Кадры статичны и анемичны". Поэтому, у зрителя возникает ощущение неестественности происходящего в кадре. Проще говоря, зритель не верить и не может почувствовать истинное настроение боя. Андрей Тарковский первый открыл естественную природу ритма. Как актёр, работая над ролью, должен прожить её, погрузиться в жизнь персонажа, так и режиссёр должен привнести своё внутреннее ощущение ритма картины на съёмочную площадку. И на протяжении всего создания фильма он должен находиться в одном душевном состоянии - жить и дышать одним ритмом с создаваемым произведением и всей съёмочной группой.

Следуя своей идеи "запечатлённого времени" Тарковский говорил: "Именно время, запечатленное в кадре, диктует режиссеру тот или иной принцип монтажа. Поэтому не монтируются друг с другом те кадры, в которых зафиксирован принципиально разный характер протекания времени. Так, например, реальное время не может монтироваться с условным, как невозможно соединить водопроводные трубы разного диаметра. Эту консистенцию времени, протекающего в кадре, его напряженность или, наоборот, "разжиженность" можно назвать давлением времени в кадре. Следовательно, монтаж является способом соединения кусков с учетом давления в них времени. "В соответствии с характером времени в кадре создаётся и ритм картины. Не длинной монтируемых кусков, а степенью напряжения протекающего в них времени.

"Монтажная склейка не может определить ритма - в этом случае монтаж не более чем стилистический признак. Более того, время течет в картине не благодаря склейкам, а вопреки им. Вот это течение времени, зафиксированное в кадре, и должен уловить режиссер в кусках, разложенных перед ним на полках монтажного стола. " Важно, что бы монтаж был органичен. Любое искусственное, не зародившееся внутри кадра торможение или ускорение времени, любая неточность в смене внутреннего ритма дают фальшивую склейку. "Соединение неравноценных во временном смысле кусков неизбежно приведет к ритмическому сбою. Однако сбой этот, если он подготовлен внутренней жизнью соединяемых кадров, может стать и необходимым для того, чтобы вычленить нужный ритмический рисунок. Сравним разное временное напряжение с ручьем, потоком, рекой, водопадом. Их соединение может дать возникновение уникального ритмического рисунка, который, как органическое новообразование, и станет формой проявления авторского ощущения времени. А поскольку ощущение времени есть органически присущее режиссеру восприятие жизни, а временное напряжение в монтируемых кусках, как я уже подчеркивал, только и диктует ту или иную склейку, то монтаж как раз ярче всего обнаруживает почерк того или иного режиссера. Через монтаж выражается отношение режиссера к своему замыслу, в монтаже получает свое окончательное воплощение мировоззрение художника. Думаю, что режиссер, умеющий легко и по-разному монтировать свои картины, это режиссер поверхностный, неглубокий. Вы всегда узнаете монтаж Бергмана, Брессона, Феллини. Вы их никогда и ни с кем не спутаете. Ибо принцип их монтажа неизменен".

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Коллекционирование в России
Отечественная история коллекционирования предметов изобразительного искусства имеет долгую историю. Коллекционирование в России, и в частности в Петербурге, было вызвано не только социальными, экономическими, политическими, но, главное, ...

Феномен демократической экономической культуры
Демократическая экономическая культура представляет собой взаимодействие, взаимоопосредование, взаимную адаптацию разделенных (корпоративных) смыслов, ценностей, норм, идеалов, институциональных (гуманитарных) механизмов, регулирующих и у ...

Фонтан «Межеумный»
Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульп ...