История белорусского театра "Батлейка"
Прежде чем начать повествование о белорусской батлейке, нужно отдать дань тем исследователям, которые в свое время записали, изучили и прославили этот вид народного театра, справедливо увидев в нем не просто кукольную забаву, а огромный, социально-культурный пласт национальной культуры. Если бы не труды таких выдающихся ученых, как П. Бессонов, З. Бядуля, Н. Виноградов, В. Гусев, И. Еремич, Е. Карский, В. Краснянский, Евг. Марковский, В. Перетц, Е. Романов, О. Санников, П. Шпилевский, П. Шейн и др., белорусская батлейка не стала бы одним из самых изученных видов европейского народного театра. Среди этих ученых был и Гурий Илларионович Барышев, который один из первых в советское время обратился к белорусскому народному театру кукол.
«Батлейка! - писал он, - в самом звучании слова есть что-то магическое... Она и нечто современное, и нечто столь далекое, что его не воспринимаешь иначе, как только в древнем нимбе, в романтическом флёре... Это целый пласт культуры. Его погубило время, но он возродился, как птица Феникс — из пепла. В батлеечной культуре по-своему сконцентрировались, и менталитет белорусской нации, и история народов, искони населявших земли былого Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Но при более пристальном взгляде, батлейка — это просто кукольный театр с героями на палочках, а также живые актеры — "батлей", разыгрывающие в лицах многослойную, разнообразную по языку, очаровательную в своей наивности кукольную драматургию. С ее христианско-языческим восприятием мира, трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и Нового Завета, которые были апокрифично переработаны народом и приспособлены к коллизиям быта.
Рекомендуем также:
Профессионализация русского народного танца
Русский балетный театр возник во 2-й половине 17 века. Этот театр принадлежал правящим классам, и в очень незначительной степени испытывал влияние народного танцевального искусства. В 17-ом веке еще интенсивнее протекал процесс экономичес ...
Архитектура
Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский че ...
Скульптура
Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. ...